В статье рассматривается востребованность социального контракта для обучающейся молодежи не только в качестве социальной помощи, но и как инструмента профессиональной ориентации и получения опыта ведения бизнеса
социальный контракт, социальная помощь, обязательства, обучающаяся молодежь, профессиональная ориентация
В сложных условиях внешних потрясений правительство РФ не прекращает реализовывать программы, направленные на социальную защиту населения. В настоящее время общепризнанным стало мнение о том, что наиболее эффективной поддержкой населения является адресная помощь, одним из примеров которой является социальный контракт [1].
В Российской Федерации программа адресной социальной помощи по типу социального контракта появилась в качестве пилотного проекта в нескольких регионах в начале 2000-х годов, а в 2021 году все российские регионы начали осуществлять оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) на основе социального контракта [2]. Главным отличием социального контракта от традиционных социальных выплат в денежной форме является заложенный в контрактных отношениях принцип социального договора, предполагающий взаимные обязательства государства и гражданина. Обязательства могут быть в области обучения, трудоустройства, целевого использования средств на развитие своего дела или личного подсобного хозяйства. В ходе исполнения предусмотренных контрактом обязательств у обратившихся людей повышается социальная ответственность, появляется мотивация, снижаются иждивенческие настроения.
Практические наблюдения и опросы, проведенные среди обучающихся образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, показали, что молодые люди знают и используют инструменты социальной помощи посредством социального контракта. Востребованность среди молодежи обусловлена, прежде всего, тем, что молодые люди, обучающиеся на очной форме обучения, имеют низкие доходы и часто соответствуют необходимым пороговым критериям величины среднедушевого дохода для заключения социального контракта.
Поэтому в рамках данной статьи рассматривается особенная востребованность социального контракта для обучающейся молодежи как инструмента не только социальной помощи, но и профессиональной проверки, способствующей обоснованному выбору профессии, погружению в реальный бизнес и принятию рисков ведения своего дела. Очень часто студенческая семья или отдельно проживающий обучающийся, среднедушевой доход которого ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущим и имеет право на получение социальной поддержки. Использование такой поддержки для открытия собственного бизнеса достаточно интересно именно для молодых людей, имеющих большую склонность к риску, силы, энергию и мотивацию и, вместе с тем, меньшее обременение семейными обязательствами. Молодые люди часто желают начать собственное дело, запустить стартап, при этом разбираются в тенденциях и трендах, владеют технологиями и необходимыми навыками работы в команде и навыками бизнес-планирования.
Социальный контракт как новая форма социальной помощи удачно прошел апробацию, перестал быть экспериментом и начал внедряться по всей территории России, поэтому целесообразно, на наш взгляд, шире внедрять практику использования социального контракта для профессиональной ориентации и стимулирования предпринимательской активности обучающейся молодежи.
1. Палибина А.С. Востребованность адресной социальной помощи в форме социального контракта в регионах Российской Федерации / А.С. Палибина. – Текст: непосредственный // Практики заботы в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: ООО «Саратовский источник», 2017. – С. 187-194.
2. Куприянова Д.Р. Предоставление государственной социальной по-мощи в форме социального контракта малообеспеченным гражданам. / Д.Р. Куприянова – Текст: непосредственный // Экономика в социокультурном пространстве современности: проблемы, решения, прогнозы: материалы X Между-народной научно-практической конференции. – Владимир: АРКАИМ, 2023. – С. 162-165.