Приводится анализ образа природы в античной культуре, в частности в древнегреческой философии. Рассматриваются вопросы устройства природы и космоса, осмысления и постижения целостности природы
природа, культура, философия, «фюсис», натурфилософия, античность
Система, содержание, эволюция образа природы в античном мире выразительно и наглядно определяют ту социокультурную историческую форму, в рамках которой они зарождаются. Это позволяет использовать образы природы в качестве единицы анализа культуры, в том числе и ее мировоззренческого содержания.
Эволюция образа природы в античной культуре тесно связана с деятельностью Пифагорейского союза (ориентировочно, середина шестого века до н.э.), медицинской школы Гиппократа (вторая половина пятого века до н.э.), Академии Платона (около 387 года до н.э.), Ликея Аристотеля (335 году до н.э.). Студенты Ликея не просто рассматривали научно-философские вопросы, они аккумулировали самые различные сведения о растениях, животных, природных и социальных процессах. В древнегреческой философии можно отметить зачатки знаний об устройстве природы, космоса. Так, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен старались дать разумное объяснение устройства мира, и это переломный момент в истории мысли, когда был заложен фундамент физических наук. В этот период в греческом языке возникло объемное и значительное понятие «фюсис» (φύσις) – природа [1].
Знаменитый мыслитель двадцатого века Мартин Хайдеггер рассматривает возникновение в ранней греческой философии такого направления, как натурфилософия. Натурфилософия, посвященная изучению природы и ее явлений, пыталась ответить на вопрос, как постичь целостность природы, осмыслить природу, как целое понятие, объясняющее отдельные вещи и рационально-научную картину мира. Натурфилософы первыми озвучили смелую мысль о том, что вселенная является познаваемым целым. Они опирались на гипотезу, что под хаосом наших ощущений лежит единая система, и эту систему мы способны изведать. По сути, это версия того, что в наше время изложил блестящий лингвист Андрей Анатольевич Зализняк: «Я верю, что истина существует, и целью науки является ее поиск».
Такие натурфилософы, как Анаксимен, Фалес рассматривали природу через воздух и воду. Они их признавали, как вещества, а не как божественную систему, в этом и заключалась смелость их мысли в подходе к изучению природы. Аксимен считал, что воздух – это «первопричина». Затем он рассуждал, каким образом воздух может функционировать в качестве основополагающего принципа. Например, разрежаясь, воздух становится огнем, уплотняясь – ветром, ещё уплотняясь – облаком, еще более сжимаясь – водой, затем землей, потом камнями и т.д. [2]. Логичная очерёдность является характерной особенностью научной мысли, и развивается она именно на самом раннем этапе эллинской науки. Так представители элейской школы, Парменид и его ученик Зенон, опирались на принцип внутренней непротиворечивости.
Образ природы в античной культуре нашел отображение не только в трудах философов, но и в работах ремесленников, искусстве, лирике. Природа античного человека нашла свою главенствующую аллегорию в нагой человеческой статуе, это чувство природы О. Шпенглер назвал «аполлоновской природой», к ней относятся представления о веществе, форме и энтилехии Аристотеля. Главным элементом понимания природы в античности служило проявление самодостаточности природы. Природа для античного мира есть то, что имеет основание своего бытия в себе, не нужно подменять никакой смысл для объяснения природы, все есть природа, и бытие – природа. Познавательное отношение к природе проявляется в образе жизни мудреца. Ремесленник же соприкасается с природой лишь частично, при этом он стремится переиграть природу, воплощает её возможности в случайных и противоречащих для самой природы системах. Умное лицезрение природы считалось наиболее адекватным путем к истине.
В заключении можно сказать, что античное восприятие природы основано на изначальном, ничем не нарушаемом единстве сущего, где люди, вещи, боги – все едино, согласованно и безусловно.
1. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А.В. Ахутин. – М.; Наука, 1988. – 208 с. – 4600 экз. – ISBN 5-02-0080116-0. – Текст: непосредственный.
2. Бармин, А. В. История науки и техники. Эпоха Античности: хрестоматия / составители: А. В. Бармин [и др.]; [научный редактор В. В. Запарий]. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. – 176 с. – ISBN 978-5-7996-1711-0. – Текст: непосредственный.