В данной статье приведены выводы, сделанные в ходе анализа результатов опроса по ценностям современной молодежи среди студентов первого курса
ценности современной молодежи, духовно-нравственные ценности
В рамках внедрения курса «Основы российской государственности» в образовательный процесс высших учебных заведений организаторами курса и Опорно-методическим центром НГУЭУ по реализации данного модуля был инициирован опрос молодежи, связанный с исследованием их мировоззрения и тех ценностей, которые сейчас формируются в молодом сознании россиян. Результаты опроса представлялись на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре 21 ноября 2014 года. Студенты вуза в количестве 103 человек (из которых 49 респондентов женского пола, 54 - мужского) проявили интерес и приняли участие в опросе. Участие было анонимное и добровольное, что позволяет судить о достоверности и объективности ответов на предложенные обучающимся ситуации.
Проведем анализ ответов на наиболее значимые, по нашему мнению, вопросы. В первом вопросе студентам предлагалось оценить степень значимости предложенных ценностей по пятибалльной шкале, среди которых: жизнь, здоровье, семья, дети, любовь, дружба, карьера, образование, финансовая обеспеченность, отдых и развлечения, творчество, культура, Родина, национальные традиции и религия. Среди наиболее значимых ценностей молодежью были отмечены жизнь, финансовое обеспечение, здоровье, карьера и семья. Наименее значимыми ценностями для опрашиваемых явились дети, культура, национальные традиции и религия. При этом, 24 студента находятся в официальных семейных отношениях и 16 из них указали на наличие детей.
Далее необходимо было выбрать качества (не более 3 вариантов ответов), которые ценятся в других людях. Среди них предложены были внешность, статус, материальный достаток, интеллект, известность, доброта и сострадание, щедрость, трудолюбие, честность и порядочность, ответственность и надежность. Преобладающее большинство респондентов выбрали честность и порядочность (94 чел.), ответственность (84 чел.), доброта и сострадание (77 чел.). 63 человека отметили как ценное качество интеллект и эрудицию. Остальные варианты набрали единичные значения.
В следующем вопросе необходимо было определить по шкале, насколько важны для молодежи определенные стороны их жизни. Варианты: состояние здоровья семьи, безопасность, взаимоотношения в семье, материальное положение, инфраструктура, экология, экономическая и политическая обстановка, перспектива трудоустройства, популярность и статус, участие в общественной и политической жизни, участие в волонтерской деятельности, наличие друзей и единомышленников. Безопасность, состояние здоровья и отношения в семье являются очень важными для 85% опрошенных, перспективы трудоустройства и материальное положение считают важным около 64% опрошенных. При этом всего 22,3% считают важным участие в общественной и политической жизни страны и всего 20,4% отметили важным волонтерство и помощь людям.
Интересными для исследования представляются результаты ответов студентов на ряд предложенных утверждений. С утверждением «В случае необходимости я готов пойти защищать Родину» только 28,16% опрошенных полностью согласились, 16,5% выразили небольшое сомнение, 22,3% заняли нейтральную позицию и остальные (около 33%) почти или полностью не согласились с данным утверждением. С утверждением «Без исторической памяти и преемственности поколений невозможно нормальное развитие общества» полностью согласились только половина респондентов (51%) и почти 50% согласны с утверждением «В России обостряются отношения по национальному признаку». Участвовать в выборах в качестве избирателя полностью согласились только 31%, а в качестве депутата – 18,4%. Положительным является факт того, что 82 человека из 103 считает необходимым участвовать в формировании бюджета страны (платить налоги).
Таким образом, результаты опроса показали ориентиры последующей воспитательной работы со студентами в части формирования и укрепления уровня их духовно-нравственных ценностей, политической грамотности, усиления их активной гражданской позиции и патриотизма. Считаем важным регулярное проведение таких опросов среди студентов-первокурсников с целью проведения анализа и своевременного реагирования на выявленные проблемы.
1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей: Указ Президента РФ от 09.11.2022 г № 809. – Текст электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения 27.02.2025).