The paper assesses the influence of industrial and psychosocial factors on the development of the symptom of professional burnout of university teachers
teachers of high school, burnout, psychosocial and work factors
В последнее время, у работников умственного труда растет роль производственных и психосоциальных факторов, вызывающих развитие эмоционального напряжения, стресса и профессионального выгорания (ПВ) [1].
Целью работы явилась оценка влияния производственных и психосоциальных факторов на развитие ПВ преподавателей высшей школы. В исследование были вовлечены 103 преподавателя вузов г. Караганды (в возрасте до 30 лет – 31%, 30-49 лет – 31%, 50 и более лет – 38%). Использовались диагностика синдрома эмоционального выгорания (ЭВ) по методике В.В. Бойко, социологический опрос для самооценки медицинской активности, условий труда и здоровья, статистические методы. По данным опроса неблагоприятными производственными и психосоциальными факторами были напряженность труда с неоптимальной организацией учебного процесса, высокой учебной и методической нагрузкой, невозможностью соблюдения рационального режима труда и отдыха на фоне низкой оплаты труда, а также низкая двигательная и медицинская активность. Высокая нервно-эмоциональная нагрузка способствует развитию психических и соматических расстройств у преподавателей высшей школы с преобладанием в структуре заболеваемости болезней сердечно-сосудистой системы (52,6 – 61,9%), опорно-двигательного аппарата (47,6 – 55,3%), пищеварительной системы (36,4 – 42,9%), что обусловлено вынужденной гиподинамией, нарушением режима питания, некачественным отношением к собственному здоровью [2]. Высокая напряженность труда и психо-эмоциональные нагрузки могут привести к истощению адаптационных механизмов, а в дальнейшем и к профессиональной дезадаптации. Анкетирование показало, что у трети (36,4%) преподавателей отмечались выраженные симптомы ЭВ со сформированными фазами «Напряжение» у 10,1%, «Резистенция» у 37,6% и «Истощение» у 15,9%. Анализ структуры ЭВ выявил преобладание тех симптомов, которые негативно влияют на профессиональные качества как стажированных, так и молодых преподавателей.
Вышеизложенное подтверждает негативное воздействие психотравмирующих факторов образовательной деятельности, вследствие чего, преподаватели перестают ощущать разницу между подконтрольным проявлением своих эмоций и неадекватным эмоциональным реагированием, и, в связи с чем, стараются максимально снизить свои эмоциональные затраты. Таким образом, разработку профилактических мероприятий ПВ преподавателей вышей школы необходимо проводить не только на основе комплексной оценки условий труда, но и с учетом психосоциальных производственных факторов и текущего состояния здоровья. Ведущее значение при разработке мероприятий по предупреждению нарушений здоровья преподавателей имеет использование прогностических математических моделей индивидуальной оценки ЭВ.
Мы выражаем благодарность за редактирование и интеллектуальную поддержку нашей работы со стороны д.б.н., профессора М.П. Дьякович.
1. Buhtiyarov I.V., Matyuhin V.V., Rubcov M.Yu. Professional'nyy stress v svete realizacii global'nogo plana deystviy po zdorov'yu, rabo-tayuschih / I.V. Buhtiyarov i dr. - Tekst : neposredstvennyy // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. - 2016 - №3. - S.53-55. - Rez. angl. - Bib-liogr.: s. 55 (15 nazv.).
2. Ravalier, J.M. Working conditions and stress in the English education sys-tem / J.M. Ravalier, J. Walsh // Occupational Medicine. - 2018. - Vol. 68 (2). - P. 129-134. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Working-conditions-and-stress-in-the-English-Ravalier-Walsh/.