A historiographical review of the theoretical understanding of the causes and results of the development of education and culture in Russia during the reforms of Peter the Great is presented
historiography, education, culture, reforms of Peter I
Подготовка к 350-летию со дня рождения Петра I вызвала новый всплеск интереса к анализу причин и результатов его реформаторской деятельности. В центре внимания исследователей находится одно из направлений реформ – создание новой культурно-образовательной среды для последующих преобразований в сфере государственного управления, хозяйственной и военной деятельности.
Многообразие оценок реформ Петра I свидетельствует о серьезной трансформации общества. Критическая оценка начала формироваться в XIX столетии. Историки считали, что произошла настоящая революция в российской жизни. По мнению В. О. Ключевского Петр I перевернул всё русское общество «сверху донизу, до самых его основ и корней»[2]. П. Н. Милюков отмечал, что черты мобилизационного типа развития, свойственные России с древности, приобрели наиболее ярко выраженный характер и осуществлялись без учета традиций русской культуры, что привело к расколу российского общества [4].
Рассуждая на тему исторической необходимости мобилизующей роли государства, политику Петра I оценивали как противоречивую, но результативную с позиций интересов государства. Авторы отмечают, что переход от «древней Руси» к «новой России» сопровождался европеизацией многих сфер жизни общества. Создание светского образования расширило возможности дворянства в карьерном росте. За короткий исторический период была создана система подготовки кадров для обеспечения преобразований. Причем ее специфика ярко демонстрирует черты мобилизационного типа развития, которые были продиктованы внутри- и внешнеполитическими условиями России. К концу XVII столетия отставание России в военно-техническом отношении от европейских государств было значительным, что ставило под угрозу сохранение суверенитета государства.
Реформирование армии и ее техническое перевооружение, создание флота и строительство портов, переход к использованию парусного флота и новых видов оружия требовало подготовки большого количества квалифицированных инженеров, что и стало приоритетным направлением в организации системы образования. Нехватка кадров ощущалась и для реформирования административной и правовой системы государства. Поэтому большинство первых учебных заведений были ориентированы на профессиональную подготовку. В ее основу была положена немецкая система образования. Она предусматривала подготовку специалистов узкой квалификации и в более короткие сроки, что соответствовало потребностям России. Так была заложена основа инженерного образования. Оценивая действия Петра I, исследователи приходят к выводу, что с самого начала реформа образования носила системный характер, в его содержании закрепилась государственная идеология, обучение стало частью исполнения гражданского долга, а овладение знаниями – обязательным элементом патриотического отношения к государству [1, с.98].
В результате петровских реформ были заложены основы не только европейского образования, но и культуры. А итогом этих реформ стала «смена культурно-ценностных ориентиров на уровне сознания» [3], что нашло отражение в образе жизни и мировоззрении дворянства. Важным результатом преобразований стало то, что «Россия оказалась тем культурным мостом, который соединил Восток и Запад, …привел к образованию единого евразийского пространства» [3].
Краткий историографический обзор демонстрирует масштабность и универсальность преобразований Петра I.
1. Dobrynina, M. V. Stanovlenie sistemy inzhenernogo obrazovaniya v epohu reform Petra I: podgotovka tehnicheskih specialistov dlya resheniya za-dach modernizacii strany // Vestnik RMAT. - 2019. - №2. - S.95-104.
2. Klyuchevskiy, V. O. Kurs russkoy istorii. Lekciya 69. [Elektronnyy re-surs] URL: http://kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch69.htm (data obrascheniya: 21.03.2022).
3. Kovalenko, O. A. Reformy Petra I v kontekste kul'turno-istoricheskogo dialoga Rossii i Evropy. URL: https://findpatent.ru/ magazine/049/493191.html (data obrascheniya: 21.03.2022).
4. Milyukov, P. N. Ocherki po istorii russkoy kul'tury. - Tom 2. - Ch. - 2. Iskusstvo. Shkola. Prosveschenie. - SPb, 1909. URL: https://www.liveinternet.ru/ users/kimimonogatari/post171616910/ (data obrascheniya: 21.03.2022).