HISTORIOGRAPHICAL REVIEW OF THE RESEARCH OF REFORMS IN THE SPHERE OF EDUCATION AND CULTURE: ON THE 350TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF PETER THE GREAT
Abstract and keywords
Abstract (English):
A historiographical review of the theoretical understanding of the causes and results of the development of education and culture in Russia during the reforms of Peter the Great is presented

Keywords:
historiography, education, culture, reforms of Peter I
Text
Publication text (PDF): Read Download

Подготовка к 350-летию со дня рождения Петра I вызвала новый всплеск интереса к анализу причин и результатов его  реформаторской деятельности. В центре внимания исследователей находится одно из направлений реформ  – создание новой культурно-образовательной среды для последующих преобразований в сфере государственного управления, хозяйственной и военной  деятельности.

Многообразие оценок реформ Петра I свидетельствует о серьезной трансформации общества.  Критическая оценка начала формироваться в  XIX столетии. Историки считали, что произошла настоящая революция в российской жизни. По мнению В. О. Ключевского Петр I перевернул всё русское общество «сверху донизу, до самых его основ и корней»[2]. П. Н. Милюков  отмечал, что черты мобилизационного типа развития, свойственные России с древности, приобрели наиболее ярко выраженный характер и осуществлялись без учета традиций русской культуры, что привело к расколу российского общества [4].

Рассуждая на тему исторической необходимости мобилизующей роли государства, политику Петра I оценивали как противоречивую, но результативную с позиций интересов государства. Авторы отмечают, что переход от «древней Руси» к «новой России» сопровождался европеизацией  многих сфер жизни общества. Создание светского образования расширило возможности дворянства в карьерном росте. За короткий исторический период была создана система подготовки кадров для обеспечения преобразований. Причем ее специфика ярко демонстрирует черты мобилизационного типа развития, которые были продиктованы внутри- и внешнеполитическими условиями России. К концу XVII столетия отставание России в военно-техническом отношении от европейских государств было значительным, что ставило под угрозу сохранение суверенитета государства.

 Реформирование армии и ее техническое перевооружение, создание флота и строительство портов, переход к использованию парусного флота и новых видов оружия требовало подготовки большого количества  квалифицированных инженеров, что и стало приоритетным направлением в организации системы образования. Нехватка кадров ощущалась и для реформирования административной и правовой системы государства. Поэтому большинство первых учебных заведений были ориентированы на профессиональную подготовку.  В ее основу  была положена немецкая система образования. Она предусматривала подготовку специалистов узкой квалификации и в более короткие сроки, что соответствовало потребностям России. Так была заложена основа инженерного образования. Оценивая действия Петра I, исследователи приходят к выводу, что с самого начала реформа образования носила системный характер, в его содержании закрепилась государственная идеология, обучение стало частью исполнения гражданского долга, а овладение знаниями – обязательным элементом патриотического отношения к государству [1, с.98].

В результате петровских реформ были заложены основы не только европейского образования, но и культуры. А итогом этих реформ стала «смена  культурно-ценностных ориентиров на уровне сознания» [3], что нашло отражение в образе жизни и мировоззрении дворянства. Важным результатом преобразований стало то, что «Россия оказалась тем культурным мостом, который соединил Восток и Запад, …привел к образованию единого евразийского пространства» [3].

Краткий историографический обзор демонстрирует масштабность и универсальность преобразований Петра I.

References

1. Dobrynina, M. V. Stanovlenie sistemy inzhenernogo obrazovaniya v epohu reform Petra I: podgotovka tehnicheskih specialistov dlya resheniya za-dach modernizacii strany // Vestnik RMAT. - 2019. - №2. - S.95-104.

2. Klyuchevskiy, V. O. Kurs russkoy istorii. Lekciya 69. [Elektronnyy re-surs] URL: http://kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch69.htm (data obrascheniya: 21.03.2022).

3. Kovalenko, O. A. Reformy Petra I v kontekste kul'turno-istoricheskogo dialoga Rossii i Evropy. URL: https://findpatent.ru/ magazine/049/493191.html (data obrascheniya: 21.03.2022).

4. Milyukov, P. N. Ocherki po istorii russkoy kul'tury. - Tom 2. - Ch. - 2. Iskusstvo. Shkola. Prosveschenie. - SPb, 1909. URL: https://www.liveinternet.ru/ users/kimimonogatari/post171616910/ (data obrascheniya: 21.03.2022).

Login or Create
* Forgot password?