ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ РЕФОРМ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ: К 350-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА I
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен историографический обзор теоретического осмысления причин и результатов развития образования и культуры России в период реформ Петра I

Ключевые слова:
историография, образования, культура, реформы Петра I
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Подготовка к 350-летию со дня рождения Петра I вызвала новый всплеск интереса к анализу причин и результатов его  реформаторской деятельности. В центре внимания исследователей находится одно из направлений реформ  – создание новой культурно-образовательной среды для последующих преобразований в сфере государственного управления, хозяйственной и военной  деятельности.

Многообразие оценок реформ Петра I свидетельствует о серьезной трансформации общества.  Критическая оценка начала формироваться в  XIX столетии. Историки считали, что произошла настоящая революция в российской жизни. По мнению В. О. Ключевского Петр I перевернул всё русское общество «сверху донизу, до самых его основ и корней»[2]. П. Н. Милюков  отмечал, что черты мобилизационного типа развития, свойственные России с древности, приобрели наиболее ярко выраженный характер и осуществлялись без учета традиций русской культуры, что привело к расколу российского общества [4].

Рассуждая на тему исторической необходимости мобилизующей роли государства, политику Петра I оценивали как противоречивую, но результативную с позиций интересов государства. Авторы отмечают, что переход от «древней Руси» к «новой России» сопровождался европеизацией  многих сфер жизни общества. Создание светского образования расширило возможности дворянства в карьерном росте. За короткий исторический период была создана система подготовки кадров для обеспечения преобразований. Причем ее специфика ярко демонстрирует черты мобилизационного типа развития, которые были продиктованы внутри- и внешнеполитическими условиями России. К концу XVII столетия отставание России в военно-техническом отношении от европейских государств было значительным, что ставило под угрозу сохранение суверенитета государства.

 Реформирование армии и ее техническое перевооружение, создание флота и строительство портов, переход к использованию парусного флота и новых видов оружия требовало подготовки большого количества  квалифицированных инженеров, что и стало приоритетным направлением в организации системы образования. Нехватка кадров ощущалась и для реформирования административной и правовой системы государства. Поэтому большинство первых учебных заведений были ориентированы на профессиональную подготовку.  В ее основу  была положена немецкая система образования. Она предусматривала подготовку специалистов узкой квалификации и в более короткие сроки, что соответствовало потребностям России. Так была заложена основа инженерного образования. Оценивая действия Петра I, исследователи приходят к выводу, что с самого начала реформа образования носила системный характер, в его содержании закрепилась государственная идеология, обучение стало частью исполнения гражданского долга, а овладение знаниями – обязательным элементом патриотического отношения к государству [1, с.98].

В результате петровских реформ были заложены основы не только европейского образования, но и культуры. А итогом этих реформ стала «смена  культурно-ценностных ориентиров на уровне сознания» [3], что нашло отражение в образе жизни и мировоззрении дворянства. Важным результатом преобразований стало то, что «Россия оказалась тем культурным мостом, который соединил Восток и Запад, …привел к образованию единого евразийского пространства» [3].

Краткий историографический обзор демонстрирует масштабность и универсальность преобразований Петра I.

Список литературы

1. Добрынина, М. В. Становление системы инженерного образования в эпоху реформ Петра I: подготовка технических специалистов для решения за-дач модернизации страны // Вестник РМАТ. - 2019. - №2. - С.95-104.

2. Ключевский, В. О. Курс русской истории. Лекция 69. [Электронный ре-сурс] URL: http://kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch69.htm (дата обращения: 21.03.2022).

3. Коваленко, О. А. Реформы Петра I в контексте культурно-исторического диалога России и Европы. URL: https://findpatent.ru/ magazine/049/493191.html (дата обращения: 21.03.2022).

4. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры. - Том 2. - Ч. - 2. Искусство. Школа. Просвещение. - СПб, 1909. URL: https://www.liveinternet.ru/ users/kimimonogatari/post171616910/ (дата обращения: 21.03.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?