FORMATION OF SPEECH COMPETENCE AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the process of forming speech competence at foreign language lessons. The structure of speech competence and the main teaching aids are considered

Keywords:
competence, speech competence, formation, speech activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения.

На процесс социализации студентов оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. Социализация личности – процесс сложный и многогранный. Одно из основных направлений этого процесса – выработка ценностно-нормативной ориентации личности. В этом случае общественные нормы воспринимаются студентами как собственные жизненные установки. Такого рода ценностно-нормативная ориентация формируется путем политического, нравственного, правового и трудового воспитания молодого поколения [1].

Для работы по формированию речевой компетенции преподавателю необходимо развитие всех навыков, чтобы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить студентов. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде [2].

Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения, формирование у них языковой культуры, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому преподавателю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.

Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения [3].

А.Н. Шамов включает в структуру речевой компетенции следующие компоненты: 1) навыки техники чтения, аудирования, говорения и письма; 2) умения, связанные с порождением, восприятием, коммуникативной интерпретацией письменных и устных текстов; 3) умения корректировать речевые погрешности [4].

Для развития речевой компетенции используются следующие средства обучения:

а) учебник. В процессе обучения всем видам речевой деятельности учебник – основное средство обучения;

б) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия разрабатываться преподавателями учебных заведений;

в) аудио и видеозаписи. Они дают возможность слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания. Данные средства обучения не только развивают правильное произношение, но и формируют умения понимать речь на слух;

г) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности студентов. А также они предназначены для самостоятельного или дистанционного обучения студентов.

References

1. Leont'ev, A. A. Psihologicheskie predposylki ovladeniya inostrannym yazykom [Tekst] / A. A. Leont'ev // Inostrannye yazyki v shkole. 2013. № 5. S. 13.

2. Shubin, U. P. Yazykovaya kommunikaciya i obuchenie inostrannym yazykam [Tekst] / U.P. Shubin. - M.: Prosveschenie. 2012. 165 s.

3. Zimnyaya, I. A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam [Tekst] / I.A. Zimnyaya. - M.: Nauka. 2013. 352 s.

4. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: teoreticheskiy kurs [Tekst] : uchebnoe posobie / A. N. Shamov // M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii, Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Nizhegorodskiy gos. lingvisticheskiy un-t im.N. A. Dobrolyubova». - Nizhniy Novgorod: FGBOU VPO «NGLU», 2012. - 288 s.

Login or Create
* Forgot password?