Russian Federation
The article deals with the process of forming speech competence at foreign language lessons. The structure of speech competence and the main teaching aids are considered
competence, speech competence, formation, speech activity
В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения.
На процесс социализации студентов оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. Социализация личности – процесс сложный и многогранный. Одно из основных направлений этого процесса – выработка ценностно-нормативной ориентации личности. В этом случае общественные нормы воспринимаются студентами как собственные жизненные установки. Такого рода ценностно-нормативная ориентация формируется путем политического, нравственного, правового и трудового воспитания молодого поколения [1].
Для работы по формированию речевой компетенции преподавателю необходимо развитие всех навыков, чтобы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить студентов. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде [2].
Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения, формирование у них языковой культуры, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому преподавателю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.
Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения [3].
А.Н. Шамов включает в структуру речевой компетенции следующие компоненты: 1) навыки техники чтения, аудирования, говорения и письма; 2) умения, связанные с порождением, восприятием, коммуникативной интерпретацией письменных и устных текстов; 3) умения корректировать речевые погрешности [4].
Для развития речевой компетенции используются следующие средства обучения:
а) учебник. В процессе обучения всем видам речевой деятельности учебник – основное средство обучения;
б) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия разрабатываться преподавателями учебных заведений;
в) аудио и видеозаписи. Они дают возможность слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания. Данные средства обучения не только развивают правильное произношение, но и формируют умения понимать речь на слух;
г) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности студентов. А также они предназначены для самостоятельного или дистанционного обучения студентов.
1. Leont'ev, A. A. Psihologicheskie predposylki ovladeniya inostrannym yazykom [Tekst] / A. A. Leont'ev // Inostrannye yazyki v shkole. 2013. № 5. S. 13.
2. Shubin, U. P. Yazykovaya kommunikaciya i obuchenie inostrannym yazykam [Tekst] / U.P. Shubin. - M.: Prosveschenie. 2012. 165 s.
3. Zimnyaya, I. A. Psihologiya obucheniya inostrannym yazykam [Tekst] / I.A. Zimnyaya. - M.: Nauka. 2013. 352 s.
4. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: teoreticheskiy kurs [Tekst] : uchebnoe posobie / A. N. Shamov // M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii, Federal'noe gos. byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Nizhegorodskiy gos. lingvisticheskiy un-t im.N. A. Dobrolyubova». - Nizhniy Novgorod: FGBOU VPO «NGLU», 2012. - 288 s.