Россия
В статье рассматривается процесс формирования речевой компетенции на уроках иностранного языка. Рассмотрены структура речевой компетенции и основные средства обучения
компетенция, речевая компетенция, формирование, речевая деятельность
В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как не секрет, что существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения.
На процесс социализации студентов оказывают огромное влияние средства массовой информации, использование новейших гаджетов, интернета. Социализация личности – процесс сложный и многогранный. Одно из основных направлений этого процесса – выработка ценностно-нормативной ориентации личности. В этом случае общественные нормы воспринимаются студентами как собственные жизненные установки. Такого рода ценностно-нормативная ориентация формируется путем политического, нравственного, правового и трудового воспитания молодого поколения [1].
Для работы по формированию речевой компетенции преподавателю необходимо развитие всех навыков, чтобы работать вместе сообща, слышать и слушать друг друга в социуме – этому необходимо учить студентов. Именно эти навыки служат основой разнообразных возможностей социализации. Коммуникации и, соответственно, навыки взаимопонимания и взаимодействия сами собой не появляются. Их надо прививать, воспитывать и развивать в микросреде [2].
Интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся на всех ступенях обучения, формирование у них языковой культуры, умение думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения – одно из условий ФГОС. Поэтому каждому преподавателю необходимо искать эффективные способы и средства, которые работали бы на формирование речевой компетенции.
Речевая компетенция – это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения [3].
А.Н. Шамов включает в структуру речевой компетенции следующие компоненты: 1) навыки техники чтения, аудирования, говорения и письма; 2) умения, связанные с порождением, восприятием, коммуникативной интерпретацией письменных и устных текстов; 3) умения корректировать речевые погрешности [4].
Для развития речевой компетенции используются следующие средства обучения:
а) учебник. В процессе обучения всем видам речевой деятельности учебник – основное средство обучения;
б) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия разрабатываться преподавателями учебных заведений;
в) аудио и видеозаписи. Они дают возможность слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания. Данные средства обучения не только развивают правильное произношение, но и формируют умения понимать речь на слух;
г) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности студентов. А также они предназначены для самостоятельного или дистанционного обучения студентов.
1. Леонтьев, А. А. Психологические предпосылки овладения иностранным языком [Текст] / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 2013. № 5. С. 13.
2. Шубин, У. П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам [Текст] / У.П. Шубин. - М.: Просвещение. 2012. 165 с.
3. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Наука. 2013. 352 с.
4. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс [Текст] : учебное пособие / А. Н. Шамов // М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Нижегородский гос. лингвистический ун-т им.Н. А. Добролюбова». - Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2012. - 288 с.