The essence of benchmarking is revealed, its features are highlighted and the advantages of using the benchmarking methodology in the activities of an IT company are substantiated
benchmarking, types of benchmarking, IT company
В современных рыночных условиях главной задачей бизнеса в России является освоение новых инструментов управления с целью его развития в долгосрочной перспективе. Эти инструменты должны способствовать совершенствованию качества бизнес-процессов и повышению конкурентоспособности компании на рынке. В первую очередь компании, действующие на рынке, должны проводить стратегический анализ конкурентов. Одним из инструментов, позволяющим проводить такой анализ, может быть бенчмаркинг.
Бенчмаркинг (от англ. Benchmark – критерий, ориентир) – это набор методик, которые позволяют сопоставить результативность составляющих бизнеса своей компании и других компаний. В качестве критериев могут использоваться бизнес-процессы, бизнес-подходы, затраты на производство, качество продукта, удовлетворенность клиентов, стратегии [1].
Цель использования бенчмаркинга – выработка предложений по улучшению деятельности и разработка соответствующих внутрикорпоративных стандартов.
Что касается рынка информационных технологий, то в современной экономике на нем наблюдается увеличение конкуренции. Информационный рынок России в основном представлен разработчиками программного обеспечения и компаниями по оказанию услуг в области обслуживания оборудования. Поэтому IT-компаниям необходимо сделать все возможное для того, чтобы достойно конкурировать на рынке и совершенствовать свою деятельность.
В зависимости от целей деятельности IT-компания может применить следующие разновидности бенчмаркинга:
- внутренний – сопоставление характера и качества работы аналогичных подразделений в пределах компании, нередко одного и того же подразделения в течение определенного времени. При использовании данного вида бенчмаркинга можно выбрать период времени, в котором подразделение показало наилучшие результаты работы, проанализировать эти результаты и факторы, которые на них повлияли, а затем организовать работу по совершенствованию результатов в другие периоды;
- конкурентный – предполагает сравнение качества работы данной компании с ее конкурентами на рынке. Это возможно при анализе общедоступной информации, а также на основе скрытого проведения независимых исследований или конкурентной разведки;
- функциональный бенчмаркинг позволяет оценить позиции компании в отрасли. Для оценки компании и для определения ее рейтинга в отрасли могут быть использованы, например, такие основные критерии как сумма выручки и чистой прибыли;
- бенчмаркинг процессов – это когда компания сопоставляет себя с другой компанией, действующей в другой отрасли, но использующей один и тот же бизнес-процесс. Для IT-компании такими процессами могут быть процесс организации маркетинга и сбыта продукции, принципы и методы работы с клиентами, в т.ч. особенности расчетов потребителей с компанией. Также возможен бенчмаркинг вспомогательных процессов – анализ особенностей подготовки и управления персоналом, управления финансами, а также многого другого, необходимого для деятельности компании.
Таким образом, бенчмаркинг позволяет изучить опыт других компаний на рынке, забрать лучшие практики к себе и повысить эффективность. Эффективность деятельности компании на рынке, в т.ч. и на рынке IT, во многом определяется наличием конкурентных преимуществ, реализация которых позволяет сконцентрировать ресурсы фирмы в тех областях, где она может достичь значительного преимущества над основными конкурентами и завоевать лучшие позиции на рынке. Необходимо помнить, что применение бенчмаркинга должно быть регулярным, поскольку существует риск повторения негативной ситуации.
1. Ravnenie na konkurentov: chto takoe benchmarking i gde on prime-nyaetsya. - Tekst: elektronnyy. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/ 61540f1e9a7947ed382de149 (data obrascheniya: 10.03.2022).