Russian Federation
This paper describes the importance of laboratory work in the process of teaching students, the tasks of developing a laboratory
laboratory work, air pollution, analytical equipment, laboratory stand
Лабораторно-практическая работа – это такой метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану выполняют определенные практические задания, тем самым воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
В настоящий момент большинство производств нашего региона являются взрыво- и пожароопасными. В связи с этим, повышается потребность в специалистах, обладающих опытом работы с аналитическими приборами, контролирующими нижний концентрационный предел распространения пламени (НКПР) на данных производствах. Знание методов измерений, принципа работы приборов является одним из необходимых условий успешной профессиональной деятельности выпускников технических вузов [1].
Целью работы является разработка лабораторного стенда для исследования взрывоопасных веществ в воздухе рабочей зоны. Основой аппаратного обеспечения данного стенда является имеющийся на кафедре АТП стационарный многофункциональный сигнализатор ЩИТ-3 производства ОАО «РОСС» в комплекте с термохимическими датчиками загазованности ДТХ-153 [2].
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить применяемое оборудование по контролю НКПР;
- определить функциональные возможности стенда;
- разработать внешний вид и структуру лабораторного стенда;
- реализовать проект в виде готового изделия;
- разработать методики выполнения лабораторных работ;
- рассчитать экономические показатели проекта.
Непосредственно стенд будет представлять собой щитовую настольную конструкцию с закрепленными на ней приборами, средствами коммутации и сигнализации, позволяющую овладеть теоретическими основами и приобрести практические навыки по работе с оборудованием, широко применяемым на производстве. Эскиз лицевой панели лабораторного стенда представлен на рисунке 1.
Световая сигнализация |
Система контроля загазованности |
Отказ |
Порог |
Л1 |
Л2 |
Звуковая сигнализация |
ПЗ |
Кнопка опробования сигнализации |
К1 |
Кнопка квитирования сигнализации |
К2 |
ДЗ 1 |
ДЗ 2 |
Кран подачи газовой смеси |
КР |
ГА |
Блок питания и сигнализации |
Рисунок 1 – Эскиз лицевой панели стенда:
ГА – газоанализатор ЩИТ 3; ДЗ 1, ДЗ 2 – датчики загазованности ДТХ-153; КР-газовый кран; Л1, Л2 – сигнальные лампы; ПЗ – промышленный зуммер; К1, К2 - кнопки
Применение специализированных лабораторных стендов позволяет использовать их как эффективный инструмент освоения и проверки профессиональных навыков и компетенций обучающихся.
1. Kuz'menko, N.V. Nekotorye aspekty povysheniya kachestva vysshego tehnicheskogo obrazovaniya / N.V. Kuz'menko, A.G. Kolmogorov, O.S. Krapchetova // Vestnik Angarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2017. - № 11. - S. 129-134.
2. OOO «AnalitTeploKontrol'»: [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.gazoanalizators.ru/SHIT-3.html. (Data obrascheniya: 02.03.2020).