Russian Federation
The article considers two main methods of teaching a foreign language to junior schoolchildren: the phonetic method and the «whole
teaching reading, junior schoolchildren, foreign language, phonetic method, «whole words» method
В младших классах начальной школы закладываются основы чтения как важнейшего вида речевой деятельности. В младшем школьном возрасте обучающиеся получают общее представление о грамматике иностранного языка, тренируются в правильном произношении звуков, слов и предложений, знакомятся с интонационными особенностями.
На начальном этапе обучения чтению важно правильно научить младшего школьника не только озвучивать иностранный текст, но и понимать и оценивать информацию из текста, т.е. соотносить звукобуквенную связку со смысловым значением того, что читаешь.
Фоломкина С.К. выделила два наиболее значимых фактора: использование информации, извлекаемой при чтении, и наличие у читающего установки на полноту и точность понимания прочитанного [1, с. 5]. Руководствуясь двумя данными факторами, Фоломкина С. К. предлагает следующую классификацию видов чтения:
1. Ознакомительное чтение – общий охват содержания с оценкой читаемой информации (интересно/неинтересно, новое/уже известное, понятное/непонятное и т.п.).
2. Просмотровое чтение - получение общего представления о содержании (тема, основные вопросы и т.п.) с локализацией информации текста и ее самой общей оценкой – нужно/ненужно.
3. Поисковое чтение. Цель и конечный результат – нахождение в тексте определенной информации (конкретные данные, формулировки, сведение я пр.).
4. Изучающее чтение – наиболее полное и точное извлечение информации из текста, предполагает наличие у читающего внутренней установки на длительное запоминание и обязательное дальнейшее воспроизведение и применение полученной информации.
В течение последних десяти лет было накоплено достаточно опыта по раннему обучению английскому языку, где большое внимание уделяется разработке целой системы обучения чтению младших школьников. Рассмотрим два основных метода обучения чтению: фонетический метод и метод целых слов:
- Фонетический метод. Обучение здесь строится на соотношении между буквами или группами букв и их произношением. Данный метод имеет два направления: первое – метод систематической фонетики, в котором с самого начала систематично обучают фонетике, обычно, но не всегда перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Второе – метод внутренней фонетики, в основе которого лежит визуальное и смысловое чтение, в котором вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этому методу, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов.
- Метод «целых слов». Данный метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение здесь строится по принципу визуального распознавания целых слов, не разделяя их на буквы и слоги. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению [2].
Несмотря на то, что современная система общего образования динамично развивается и совершенствуется, обучение английскому языку в начальных классах постоянно обогащается новыми методами и учебно-методическими комплексами, на сегодняшний день все еще актуальна проблема, связанная с наличием детей, сталкивающихся с определенными трудностями в процессе освоения навыка чтения на английском языке.
1. Sergeeva, B. V. Metodika obucheniya chteniyu na angliyskom yazyke v nachal'nyh klassah [Elektronnyy resurs] / B. V. Sergeeva, I. V. Belyaeva // Perspektivy Nauki i Obrazovaniya: mezhdunar. elektron. nauchn. zhurn. - Voronezh: OOO «Ekologicheskaya pomosch'». - 2018. - No 4. - Rezhim dostupa pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (data obrascheniya: 06.02.2023).
2. Kolesnikova, I. L. Anglo-russkiy terminologicheskiy spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov [Tekst]: spravochnoe posobie / I. L. Kolesnikova, O. A. Dolgina. - M.: Drofa, 2008. - 431 s. - Bibliogr.: s. 382-411.