student
Russian Federation
The article deals with the argument words that are involved in the structurization of the statement
rheme, topic, actual articulation, communicative structure of the utterance
Всякий говорящий находится в центре коммуникативной ситуации. Задачей говорящего является построение семантико-прагматического содержания таким образом, чтобы слушающему было легче понять новую часть информации – смысл и интенции.
Информационный аспект высказывания затрагивает собственно функциональную перспективу предложения (актуальное членение) [1, c. 5]. Аспект актуального членения представляет функционирование языка как идущее от говорящего в связи с его намерением информировать, сообщать, обращать внимание на некие факты или события.
В плане актуального членения предложения слова-аргументаторы образуют свой добавочный тема-рематический узел, который может вклиниваться в состав темы или ремы высказывания. Это своего рода вторая линия в коммуникативной структуре высказывания. Первая – основная – соотносится с отрезком объективной реальности, вторая – дополнительная – вклинивается в основное содержание высказывания и представляет в коммуникативном плане три разновидности:
1) привлечение внимания слушающего, установление контакта;
2) отображение отношения говорящего к высказыванию;
3) дополнение, уточнение содержания включающей части или ее компонента [2, c. 35-40].
Е.А. Реферовская подчеркивает, что не всякое высказывание обязательно содержит тему и рему, то есть поддается бинарному разделению. Существуют нерасчлененные высказывания, содержащие только тему или рему, которые входят на равных правах в ткань текста вместе с расчлененными высказываниями [4].
Учитывая данное мнение, мы можем отнести предложения со словами-аргументаторами в русском языке как к расчлененным, так и к нерасчлененным высказываниям, например (1):
(1) -Наверное, начну говорить о том, что человеку все-таки важно чувствовать себя умнее других, а не удачливее. Выиграть конкурс благодаря собственному интеллекту – это куда престижнее. Все-таки конкурс-то между читателями. Читатель уже по определению считает себя интеллектуалом. Я права, Эдик?
-Ты умница, Ксюша [3, c.1: 279].
Иллюстрируемое высказывание содержит расчлененные и нерасчлененные предложения. Первое предложение содержит тему и рему и является расчлененным. Темой высказывания «Все-таки важно чувствовать себя умнее других» служит Человек, а оно само выступает ремой, то есть рема вносит в данное предложение новую информацию о качестве какого-либо человека. При этом слово-аргументатор «всё-таки» помогает выделить эту информацию, сделать её более убедительной.
Следующее предложение со словом-аргументатором «всё-таки» относится к нерасчлененным, поскольку в этом предложении присутствует только рема «Все-таки конкурс-то между читателями», так как она вносит новую информацию. Важность данной информации заключается в том, что именно читатели могут блеснуть интеллектом. В данном случае темой высказывания служат предыдущие предложения.
Итак, актуальное членение принадлежит речи и определяется коммуникативным намерением говорящего субъекта, отражает определенный ракурс представления говорящего о явлениях окружающего мира и его стремление вызвать в сознании собеседника такое же представление.
1. Slyusareva, N. A. Kategorial'naya osnova temaremicheskoy organizacii vyskazyvaniya-predlozheniya [Tekst] / N. A. Slyusareva // Voprosy yazykoznaniya. - 1996. - № 4. - S. 3-15.
2. Kostyushkina, G. M. Sistematika promezhutochnyh tipov pridatochnyh predlozheniy [Tekst] / G. M. Kostyushkina. - Irkutsk: IGPIIYa, 1993. - 85 s.
3. Marinina, A. Stilist [Tekst] / A. Marinina. - M.: EKSMO-Press, 1998. - 416 s.
4. Referovskaya, E. A. Kommunikativnaya struktura teksta v leksiko-grammaticheskom aspekte [Tekst] / E. A. Referovskaya. - L.: Nauka, 1989. - 165 s.