METHODS OF TEACHING READING IN A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
Rubrics: GUIDELINES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers two main methods of teaching a foreign language to junior schoolchildren: the phonetic method and the «whole words» method. The main types of reading are determined: introductory, viewing, searching and studying

Keywords:
teaching reading, junior schoolchildren, foreign language, phonetic method, «whole words» method
Text
Publication text (PDF): Read Download

Из всех видов речевой деятельности на иностранном (английском) языке (аудирование, говорение, чтение, письмо) чтение приобретает все более актуальное значение, и эффективное обучение чтению становится первостепенной задачей в сегодняшней практике обучению иностранным языкам.

Обучение чтению на иностранном языке всегда было важной образовательной задачей. Умение читать лежит в основе интеллектуального и духовного роста человека, процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. Умение читать стало неотъемлемой частью современного быта, в котором человека окружают сотни объявлений, газет, инструкций, другие виды печатной продукции.

Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для обучающихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка, так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний).

Все ситуации чтения делятся на две группы: ситуации, в которых читающему необходимо получить  содержащуюся в тексте информацию, и ситуации, в которых одновременно с ее получением требуется передать ее в том же виде другим лицам. Фоломкина С. К. предлагает следующую классификацию видов чтения:

1. Ознакомительное чтение – общий охват содержания с оценкой читаемой информации (интересно/неинтересно, новое/уже известное, понятное/непонятное и т.п.).

2. Просмотровое чтение - получение общего представления о содержании (тема, основные вопросы и т.п.) с локализацией информации текста и ее самой общей оценкой – нужно/ненужно.

3. Поисковое чтение. Цель и конечный результат – нахождение в тексте определенной информации (конкретные данные, формулировки, сведение я пр.).

4. Изучающее чтение – наиболее полное и точное извлечение информации из текста, предполагает наличие у читающего внутренней установки на длительное запоминание и обязательное дальнейшее воспроизведение и применение полученной информации [1].

Чтение необходимо ученику младших классов не только для практического овладения иностранным языком и открытия другой культуры, оно также является средством самообразования и творческой деятельности.

В младших классах начальной школы закладываются основы чтения как важнейшего вида речевой деятельности. В младшем школьном возрасте обучающиеся получают общее представление о грамматике иностранного языка, тренируются в правильном произношении звуков, слов и предложений, знакомятся с интонационными особенностями.

На начальном этапе обучения чтению важно правильно научить младшего школьника не только озвучивать иностранный текст, но и понимать и оценивать информацию из текста, т.е. соотносить звукобуквенную связку со смысловым значением того, что читаешь.

В течение последних десяти лет было накоплено достаточно опыта по раннему обучению английскому языку, где большое внимание уделяется разработке целой системы обучения чтению младших школьников. Рассмотрим два основных метода обучения чтению: фонетический метод и метод целых слов:

  1. Фонетический метод. Обучение здесь строится на соотношении между буквами или группами букв и их произношением. Данный метод имеет два направления: первое – метод систематической фонетики, в котором с самого начала систематично обучают фонетике, обычно, но не всегда перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Второе – метод внутренней фонетики, в основе которого лежит визуальное и смысловое чтение, в котором вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этому методу, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов.

Одна из наиболее популярных в Великобритании авторских методик Jolly Phonics – была разработана в 80-х годах прошлого века. Звуки делятся на 7 групп, и дети осваивают все группы по очереди. Они учатся слышать, произносить и распознавать звуки, чтобы делить слова на звуки и составлять из звуков слова. Каждый звук сопровождается специальной песенкой и жестами, характеризующими или напоминающими данный звук, что делает уроки увлекательными и задействует кинестетическое восприятие. Так при знакомстве со звуком /s/ изображается руками змея, похожая на s, и произносится звук, напоминающий свист змеи /sss/. Показывая /t/, дети поворачивают голову из стороны в сторону, как будто смотрят теннис, и произносят /t-t-t/.

Все более популярным среди родителей и учителей становится способ обучения ребенка чтению, который называется Phonics (фоникс). Суть его заключается в том, что дети не учат буквы отдельно от слов. Они учат звуки, которые формирует эти буквы в большинстве случаев. Например, буква s она запоминается как /с/, а не как /эс/. Это как в русском языке: мы называем букву /эм/, но в слове произносим как /м/ – /машина/.

Цель метода – сделать так, чтобы ребенок сразу понимал, как правильно прочитать слово вслух, даже если видит его впервые. В английском языке 44 звука, которые имеют около 90 способов написания. Изучение фониксов позволяет эффективно усвоить наибольшее их количество с минимальными усилиями и с помощью простых инструкций.

  1. Метод «целых слов». Данный метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение здесь строится по принципу визуального распознавания целых слов, не разделяя их на буквы и слоги. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению [2].

Таким образом, данный метод основан на способности распознавать и узнавать графические образы слов, как и любые другие объекты окружающей действительности. Предполагается, что восприятие и прочтение большого количества слов позволяет ребенку впоследствии самостоятельно вывести правила чтения и овладеть интуитивно-правильным способом озвучивания текста [3].

Можно выделить несколько преимуществ метода целых слов:

  • вся предназначенная для усвоения информация представлена в зрительном поле ребёнка, что обеспечивает концентрацию его внимания;
  • моментальное зрительное восприятие и непроизвольное зрительное запоминание;
  • соотнесение слова с изображением предмета, которое оно обозначает, что и обеспечивает чтению осмысленность [4].

Как и любой другой метод обучения чтению, метод целых слов на уроке реализуется прежде всего через деятельность. Для второклассников ведущей деятельностью, безусловно, является учебная. Ей в развитии детей младшего школьного возраста принадлежит особая роль. Именно эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения. Эта особенность должна учитываться учителем в том плане, что на уроках английского языка учебные действия обучающихся могут осуществляться в том числе в виде коллективного взаимодействия и в виде игры.

Несмотря на то, что современная система общего образования динамично развивается и совершенствуется, обучение английскому языку в начальных классах постоянно обогащается новыми методами и учебно-методическими комплексами, на сегодняшний день все еще актуальна проблема, связанная с наличием детей, сталкивающихся с определенными трудностями в процессе освоения навыка чтения на английском языке.

References

1. Sergeeva, B. V. Metodika obucheniya chteniyu na angliyskom yazyke v nachal'nyh klassah [Elektronnyy resurs] / B. V. Sergeeva, I. V. Belyaeva // Per-spektivy Nauki i Obrazovaniya: mezhdunar. elektron. nauchn. zhurn. - Voronezh: OOO «Ekologicheskaya pomosch'». - 2018. - No 4. - Rezhim dostupa pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ (data obrascheniya: 06.02.2023).

2. Kolesnikova, I. L. Anglo-russkiy terminologicheskiy spravochnik po metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov [Tekst]: spravochnoe posobie / I. L. Kolesnikova, O. A. Dolgina. - M.: Drofa, 2008. - 431 s. - Bibliogr.: s. 382-411.

3. Vronskaya, I.V. Metodika rannego obucheniya angliyskomu yazyku. - Sankt-Peterburg: KARO, 2015.

4. Pavlova, M.S. Obuchenie chteniyu s UMK «Angliyskiy v fokuse»: iz opyta raboty // Regional'noe metodicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Prosveschenie inostrannye yazyki» Obuchaem inostrannomu yazyku: iz opyta raboty uchitelya Kolomenskogo G.O. - M. , 2020. - № 33. - S. 24-25.

Login or Create
* Forgot password?