The article discusses the specifics of the transportation of oil and petroleum products, as well as the problems and prospects for the development of pipeline transport in Russia
transportation of hydrocarbons, pipeline transport, product pipeline
Для транспортировки углеводородного сырья используются практически все виды транспорта (трубопроводный, железнодорожный, морской, речной и автомобильный). Все эти виды транспорта различаются по степени развития и территориальному размещению, по уровню технического оснащения и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных грузопотоков по пропускной и провозной способности на отдельных направлениях, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям и др. [1]. Рассмотрим на примере нефти и нефтепродуктов особенности их перевозки. Стоит отметить, что трубопроводный транспорт играет важнейшую роль в развитии глобальной системы энергосбережения, а также занимает значительную долю в экспорте углеводородов [2]. В состав данного вида транспорта входят нефте-, газо- и продуктопроводы. Общая протяженность магистральных трубопроводов в России составляет более 217 тыс. км, из них: 151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км нефтепроводных, 19,3 тыс. км нефтепродуктопроводных. В структуре грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти и нефтепродуктов - 44,6% [3]. Значительная протяженность территории России и необходимость выхода на международный рынок, привело к строительству в 1960-е годы прошлого века крупнейшей системы магистральных трубопроводов в мире «Дружба», для транспортировки нефти в страны Восточной Европы. Дружба включает в себя 2 нитки – северную и южную, протяженностью 8900 км и проходящие через такие страны как Белоруссия, Польша, Германия, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия и Хорватия, мощностью 66,5 млн т в год. Транспортировка нефти по этой трубопроводной магистрали в пределах большинства перечисленных стран затруднено из-за санкционной политики. В России крупнейшей компанией, которая располагает мощной системой нефтепроводов магистрального типа - «Транснефть». Она является естественной монополией, находящаяся в государственной собственности, которая контролируется государством [4]. В связи с этим возникает значительное количество споров, касающихся развития трубопроводного транспорта на востоке России, так как это негативно скажется на железнодорожных грузоперевозках нефти и нефтепродуктов. В настоящее время одной из приоритетных задач социально-экономического развития России является изменения направления развития на Восток и усиление экономической и геополитической роли в мире. Это зависит от успешного выхода России на рынок Тихоокеанского региона, благодаря развитому ТЭК [2].
В странах Тихоокеанского региона существуют особенности в транспортировке нефти и нефтепродуктов. Так, например, в регионе практически нет развитой трубопроводной сети магистрального типа. Прежде всего, идет речь о таких странах как: Япония, Сингапур, Таиланд, Монголия, Малайзия, Филиппины, Вьетнам, Северная Корея и др. В связи с этим здесь развиты иные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной. Для стран, которые имеют островное положение, и основная часть населения проживает в прибрежных районах, характерен морской транспорт. Наиболее перспективным направлением развития трубопроводного транспорта России является тесное экономическое взаимодействие с Китаем по вопросам развития ветки крупнейшего на востоке России трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Он имеет ветку трубопровода-отвода до г. Дацин (Китай), мощностью 15 млн т. Большинство трубопроводов России направлены на транспортировку сырья (сырая нефть), а протяженность продуктопроводов более чем в 2 раза меньше, чем трубопроводов. Крупнейшими продуктопроводами России являются: Туймазы-Омск-Татарск-Новосибирск; Рязань-Москва и Кириши-Москва, все они специализируются на перекачке бензина.
1. Zhuravlev, E.S. Truboprovodnyy transport Rossii / E.S. Zhuravlev, V.D. Ariskin. – Tekst: elektronnyy // Studencheskiy nauchnyy forum - 2023. – URL: https://lyl.su/hno (data obrascheniya: 19.02.2024).
2. Provorna, I.V. Truboprovodnyy transport Rossii v sisteme postavok uglevodorodov / I.V. Provorna. – Tekst: elektronnyy // Interekspo Geo-Sibir'. – URL: https://lyl.su/i5H (data obrascheniya: 19.02.2024).
3. 10 samyh-samyh truboprovodov. – Tekst: elektronnyy // Neftegaz.Ru. – URL: https://lyl.su/o7c (data obrascheniya: 19.02.2024).
4. Transportnaya sistema RF. Truboprovodnyy transport. – Tekst: elektron-nyy // LIVEJOURNAL. – URL: https://lyl.su/ljv (data obrascheniya: 19.02.2024).