Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the basic principles of contextual learning. The author also highlights the main forms of student activity

Keywords:
contextual learning, professional activity, educational process
Text
Publication text (PDF): Read Download

В настоящее время в связи с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, изменился подход к организации образовательного процесса в учебном учреждении. Современный преподаватель должен уметь использовать современные методы обучения, которые позволяют обеспечить максимально возможный уровень усвоения обучающимися знаний и формирования практических навыков. Преподаватель должен уметь привлечь и поддержать заинтересованность обучающихся в ходе учебного процесса, побуждать их к саморазвитию.

Контекстное обучение на сегодняшний день – одно из самых популярных направлений в методике обучения иностранным языкам.

Контекстный подход в обучении представляет собой подход к проектированию педагогических систем и реализации образовательного процесса. Ведущий метод обучения – это метод активного обучения. Он основан на построении учебно-профессиональных и профессиональных моделей. Эти модели воссоздают как предметное, так и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.

В центре теории контекстного обучения находится понятие контекста.

Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека. Данная система влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам. Внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека. Внешний контекст – предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых человек действует.

Согласно А. А. Вербицкому «контекстное обучение – это обучение, в котором осуществляется трансформация учебно-познавательной деятельности в социально-практическую» [2].

Выделяют следующие принципы контекстного обучения:

- принцип педагогического обеспечения личностного включения обучающегося в учебную деятельность;

- принцип проблемности содержания обучения в образовательном процессе;

- принцип межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой);

- принцип педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;

- принцип единства обучения и воспитания личности обучающегося в одном потоке его образовательной деятельности [1].

Контекстное обучение следует относить к образовательным технологиям. Основная задача – оптимизация преподавания и обучения. При этом упор делается на творчество, продуктивное мышление, поведение и общение. Поэтому в контекстном подходе особую роль играют активные методы и формы обучения. Такие методы обеспечивают интенсивное развитие личности.

В контекстном обучении выделяют три основные формы деятельности обучающихся [2].

1. Учебная деятельность академического типа (например, информационная лекция). На проблемной лекции моделируются действия специалистов, которые обсуждаюют теоретические вопросы и проблемы.

2. Квазипрофессиональная деятельность. Деятельность, которая моделируется в аудиторных условиях (например, деловая игра).

3. Учебно-профессиональная деятельность. Обучающие выполняют реальные исследовательские или практические работы.

References

1. Kruglikov, V. N., Olennikova, M. V. Interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. i praktikum dlya vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. M., 2021. S. 99. (Vysshee obrazovanie). Tekst: elektronnyy // Obrazovatel'naya platforma Yurayt: sayt. URL: https://urait.ru/bcode/472338/p.99 (data obrascheniya: 07.12.2023).

2. Verbickiy, A. A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya. – MPGU, 2017. – 338 s.

Login or Create
* Forgot password?