This article examines the problems of university students’ perception of such pentabasis structures as “state” and “country”. The need for a clearer delineation of value dominants and value attitudes for each structure is emphasized, and the possibility of supplementing their list is considered in order to more accurately understand by students the filling of pentabasis structures during the study of the discipline “Fundamentals of Russian Statehood.”
pentabasis, basic values of Russian civilization, value dominants of pentabasis structures
Концепция пентабазиса, как системной модели российского мировоззрения (организации общественного бытия), появилась в 2022 году в результате исследования эмоционально-образного видения базовых факторов и структур, влияющих на текущее состояние мировоззрения российского общества. В итоге пентабазис в нынешнем понимании представляет собой базовую структуру, включающую в себя пять взаимосвязанных «опорных» элементов: «человек – семья – общество – государство – страна», через которую обретается идентичность человека, соотносящего себя с каждым из этих элементов. Изучение концепции предусмотрено в ходе изучения дисциплины «Основы российской государственности» студентами первого курса всех вузов страны.
В первый год преподавания данной темы в рамках указанной дисциплины был выявлен большой интерес молодежной аудитории к предложенному видению модели мировоззренческого пентабазиса. Авторами и участниками эксперимента по изучению концепции пентабазиса были определены ценностные доминанты, имеющие весомое значение для выявленных структур организации общественного бытия. Такими доминантами являются «патриотизм» (для уровня страны), «доверие к общественным институтам» (для уровня государства), «согласие» (для уровня общества), «традиции» (для уровня семьи), «созидание» (для уровня человека) [1]. В ходе обсуждения материала по данной теме студентам Ангарского государственного технического университета было дано творческое задание для осмысления наполнения каждой ценностной доминанты в разрезе структур пентабазиса, после проверки которого было выявлено, что такие структуры, как «государство» и «страна» воспринимаются большинством обучающихся как синонимы. Следовательно, был сделан вывод о необходимости закрепления на семинарских занятиях по данной теме более четкого разграничения ценностных установок и доминант по рассматриваемым элементам. Предлагаем для рассмотрения и обсуждения с обучающимися следующее наполнение данных структур пентабазиса (таблица 1)
Таблица 1
Ценностные доминанты и ценностные установки таких структур пентабазиса, как «государство» и «страна»
Страна |
Государство |
Ценностные доминанты |
|
Патриотизм. Гражданственность. Единство народов России. Историческая память и преемственность поколений. |
Доверие к общественным институтам. Суверенитет. Единство целей власти и общества. Активное участие в выборах. |
Ценностные установки |
|
Идентифицировать себя со страной. Гордиться страной. Принимать пути развития и защищать независимость своей страны. Видеть будущее своих детей в стране. |
Признание компетентности, открытости и эффективности власти. Доверие к избирательной системе. Понимать единство целей человека, общества и власти. |
Таким образом, учитывая возникший пробел у обучающихся в понимании наполнения ряда элементов пентабазиса и значимости изучения данной концепции для укрепления российской государственности, считаем возможным дополнить перечень ценностных доминант и установок системной модели российского мировоззрения и более качественно их проработать на семинарских занятиях по дисциплине «Основы российской государственности».
1. Vospriyatie bazovyh cennostey, faktorov i struktur social'no-istoricheskogo razvitiya Rossii / A.D. Harichev [i dr.]. – Tekst: elektronnyy // Zhurnal politicheskih issledovaniy. – 2022. – №. 3. – S. 9-19. – URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/53483/view#online (data obrascheniya: 20.02.2024).