Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper presents the results of research on the hydrotreating of total vacuum gas oil from the AVT installation and the selection of a depressant-dispersing additive in order to obtain environmentally friendly marine residual fuel

Keywords:
hydrotreating, vacuum gas oil, depressant-dispersing additive, marine fuel
Text
Text (PDF): Read Download

С каждым годом объемы перевозок различных грузов морским и внутренним водным транспортом увеличиваются. Россия по протяженности эксплуатируемой сети внутренних водных путей занимает второе место в мире.

Рынок производства судовых топлив обладает большой перспективой и высокой маржинальностью по сравнению с рынком топочных мазутов. Чтобы обеспечить активное присутствие на данном рынке, необходимо обеспечить соответствие судовых топлив экологическим и эксплуатационным характеристикам.

Для снижения нагрузки по загрязнению атмосферы судами в МАРПОЛ 73/78 были введены сроки снижения содержания серы в судовых топливах, аналогичные снижению серы в автомобильном бензине и дизельном топливе. Согласно приложения VI из МАРПОЛА 73/78 снижение содержания серы (в % мас.) выглядит следующим образом: до 1 января 2012 г.– не более 4,5; с 1 января 2012 г. – не более 3,5; с 1 января 2020 г. – не более 0,50. Необходимо отметить, что на рынке судовых топлив присутствует две группы топлив – топлива судовые маловязкие (ТМС) и топлива судовые остаточные (ТСО).

В настоящее время перспективным бункерным экологически чистым судовым остаточным топливом является RMLS вид Э II по СТО 85778267-001-2014 «Топлива судовые остаточные. Технические требования».

Для производства топлива судового остаточного оптимальным сырьем является суммарный вакуумный газойль блоков вакуумной перегонки мазута установок первичной переработки нефти (СВГ), обладающий всеми необходимыми свойствами за исключением содержания серы и низкотемпературных характеристик.

В данной работе изучена возможность получения экологически чистого судового остаточного топлива путем гидроочистки СВГ с последующим регулированием низкотемпературных свойств гидроочищенного СВГ путем ввода депрессорно-диспергирующих присадок (ДДП).

Процесс гидроочистки СВГ проводили на типовой пилотной двухреакторной установке с использованием высокоэффективного импортного кобальт-молибденового катализатора [1]. В СВГ добавляли разбавитель – бензин коксования (БК). Технологические параметры процесса гидроочистки: объемная скорость сырья 0,5 час-1, температура на входе в реакторы 312 °С, давление 42,3 кгс/см2 и соотношение водород/сырьё 558 нм33. Полученный гидрогенизат подвергали стабилизации (отгонка легких фракций) для обеспечения температуры вспышки не ниже 61°С, после чего анализировали на основные показатели качества (таблица 1).

Таблица 1

Качество исходных сырья и полученного стабильного гидрогенизата

Показатель качества

Норма по НД

Значение показателя

Сырье

 (смесь 88 % СВГ + 12 % БК)

Стабильный гидрогенизат

1. Плотность при 15°С, кг/м3

не более 960

901

902

2. Массовая доля серы, %

не более 0,500

0,90

0,13

3. Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 61,0

31

84

5. Кинематическая вязкость при 50 °С, мм2

5,400-40,00

27,40

6. Массовая доля сероводорода, мг/кг

не более 2,00

0

7. Кислотное число, мг КОН/г

не более 2,5

<0,05

8. Температура текучести, °С

не выше 30

29

33

9. Температура застывания, °С

не нормируется (определяется Ттек.)

27

31

+ импортная ДДП, 500 ppm

+ импортная ДДП, 1000 ppm

+ отечественная ДДП, 1500 ppm

---

9

-3

22

10. Цвет, ед. ЦНТ

не нормируется

4,5

11. Йодное число, г I2/100 г топлива

не нормируется

2,27

12. Фракционный состав
выход топлива в % об. при температуре:

– 250°С
– 350°С

– 360°С

не нормируется

 

 

1
5

6

Полученные данные свидетельствуют о возможности получения экологически чистого судового остаточного топлива при гидроочистке СВГ с последующим вводом ДДП.

References

1. Ahmetov, A.S. Tehnologiya glubokoy pererabotki nefti i gaza: Uchebnoe posobie dlya vuzov. – Ufa: Gilem, 2002. – 672 s.

Login or Create
* Forgot password?