The article considers the game as a learning tool. Games help children develop their imagination, promote mental development and improve communication skills
educational game, imagination, resourcefulness, language material
Игра как инструмент преподавания активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс более увлекательным и интересным [1].
М.Н. Скаткин считает, что любая игра должна способствовать решению определенных дидактических задач – овладение видами речевой деятельности как средствами общения [4].
Д.Б. Эльконин выделяет у игры четыре важнейшие для человека функции:
- мотивационная;
- познавательная;
- развивающая умственные действия;
- развивающая произвольное поведение [5].
Используя на уроках иностранного языка игровые моменты, учитель ставит определенные цели. Эти цели отвечают требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего общего образования по иностранным языкам, например, обучающие, развивающие и воспитательные.
Существует огромное разнообразие игр, которые используются на различных этапах урока [2]. Однако несмотря на то, что игры помогают мотивировать обучающихся и обладают эмоциональным воздействием, слишком частое и длительное использование игр теряет их стимулирующий эффект.
Когда мы вводим новые слова, то приемы введения могут быть различны: зрительная, слуховая, моторная наглядность. Это могут быть картинки, предметы, игрушки, муляжи. В этом случае очень популярна и интересна у обучающихся игра на движения. Обучающиеся с большим удовольствием выполняют такие движения, как бежать – run; летать – fly; танцевать – dance, прыгать – jump и т.д.
Еще больший интерес вызывает у учащихся физкультминутка. Обучающиеся выполняют физупражнения, такие как: hands up and down, back, front, to the sides, sit down, stand up, hands on hips, hop-hop. Музыка во время зарядки снимает напряжение и поднимает настроение. После такой разминки обучающиеся более плодотворно работают. Время, затраченное на введение слов таким приемом, обязательно окупится, ибо однажды проведенная игра используется учителем много раз, а новые слова, которые обучающиеся слышат, говорят во время игры, становятся активными. Такую игру может проводить дежурный по классу, заменяя учителя. К этой игре можно привлекать учащихся, знания которых не очень глубокие, но это позволит им забыть о своей стеснительности и поднимет их авторитет среди обучающихся, а также укрепит уверенность в своих знаниях [3].
Главное достоинство в том, что в игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Особая атмосфера во время игры помогает обучающимся забыть о своих недостатках и показать свои лучшие качества: находчивость, сообразительность, лидерские качества. Это особенно наблюдается у слабых по знаниям обучающихся. Если команда, в которой были слабые ученики, выигрывает благодаря этим ученикам, чувство радости и благодарности испытывает вся команда и чувство удовлетворенности стимулирует слабых учеников их потребность в знаниях.
Успех использования игр, по нашему мнению, зависит во многом от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы обучающиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
1. Zhukovskaya, R. I. Igra i ee pedagogicheskoe znachenie / R. I. Zhukovskaya. – Moskva: Pedagogika, 1975. – 192 s.
2. Orlov, V. I. Metod i pedagogicheskaya tehnologiya. // Pedagogika. – 2010. – № 8. – S. 45.
3. Grin, N. V. Inostrannyy yazyk v nachal'noy shkole. Aktual'nye voprosy modernizacii rossiyskogo obrazovaniya // Materialy VII mezhdunar. nauch. prakticheskoy konferencii. – Moskva, 2011. – S. 260-265.
4. Skatkin, M. N. Shkola i vsestoronnee razvitie detey / M. N. Skatkin. – M: Prosveschenie,1980. – 144 s.
5. El'konin, D. B. Psihologiya igry / D. B. El'konin – M.,1978.