Russian Federation
The interaction between family and school is becoming more and more relevant and in demand. An appropriate microclimate between the teacher, students and the family is necessary for the full learn-ing process and the formation of the child's personality. The article examines the basic principles and methods that the school relies on in the interaction process
interaction, teacher, family, school, education
В педагогической литературе взаимодействие семьи и образовательной организации определяется как процесс взаимодействия по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Взаимодействие может выражаться в разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.
Формирование сотрудничества отношений между педагогами и семьей –длительный процесс. Успешность этого процесса зависит от принципов, которые включены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей общеобразовательное учреждение опирается на следующие принципы:
- организация субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
- организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей.
Общей задачей взаимодействия семьи и школы является обеспечение качественного образования, воспитание нравственности и культуры поведения, формирование потребности в здоровом образе жизни, а решению задачи способствует комплексный подход:
- формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка;
- необходимость участия в учебно-воспитательном процессе школы;
- формирование психолого-педагогической культуры;
- освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должно стать доверие. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей [1].
Как показывает опыт, значительная часть родителей ощущает недостаток педагогических знаний и нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Квалифицированная педагогическая пропаганда среди родителей помогает осуществлять и совершенствовать семейное воспитание.
Родителей необходимо познакомить с основами педагогики, разъяснить сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, в процессе труда, систематичность и последовательность в воспитании детей, а также методику их осуществления в процессе семейного воспитания.
Наиболее распространенными формами пропаганды педагогических знаний являются: массовые формы – лектории для родителей, вечера вопросов и ответов, дни родителей, дни семейного отдыха; групповые консультации; индивидуальные формы – беседы, консультации со специалистами (медиками, психологами, учителями и т.д.) [2].
Устная пропаганда педагогических знаний осуществляется путем бесед, лекций, консультаций. Беседы и консультации могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В групповых могут раскрываться общие проблемы семейного воспитания, например, какую помощь оказывать детям в дни экзаменов, как воспитывать усидчивость, формировать внимание. Во время индивидуальных бесед или консультаций родители могут получить разъяснение по многим частным вопросам воспитания детей в семье, с учетом их возрастных, половых, психологических особенностей. Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры родителей создает основу плодотворного сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.
1. Bryuhova, V.M. Partnerstvo sem'i i shkoly / V.M. Bryuhova – M.: Chistye prudy, 2007. – (Bibliotechka «Pervogo sentyabrya», seriya «Upravlenie shkoloy». Vyp.4(16)).
2. Derekleeva, N. Planirovanie sotrudnichestva klassnogo rukovoditelya s roditelyami uchenikov. //Shkol'noe planirovanie. – 2005. № 6. – S.68-108.