SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
A foreign language introduces the culture of the country where the language is spoken. It also high-lights the culture of the countries of the native and foreign languages through comparison/ And it in-troduces the values of humanity as a whole. This article examines the means of developing socio-cultural competence

Keywords:
socio-cultural competence, foreign language, knowledge, skills
Text
Text (PDF): Read Download

Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенция – это совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать. Но компетенция связана с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процессе решения различных проблем. Также она предполагает наличие определённых морально-этических установок и качеств личности.

Социокультурная компетенция рассматривается как «совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка» [1, с. 275].

Социокультурная компетенция – это умение осуществлять своё речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей страны изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения.

Овладевая социокультурными знаниями и умениями, учащиеся расширяют свои лингвострановедческие и страноведческие навыки за счет новой тематики о стране изучаемого языка, ее науке, культуре, реалиях, известных людях. Очень популярны у обучающихся уроки-презентации. Они предлагают преподавателю практически безграничные возможности познакомить обучающихся с иноязычной культурой [2].

Общение на английском языке – это межкультурное взаимодействие. Поэтому преподавателю необходимо донести до обучающегося, что чужая культура не хуже и не лучше нашей – она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.

В свою очередь, средствами формирования социокультурной компетенции являются:

· речевые упражнения во всех видах речевой деятельности, направленные на овладение социокультурными знаниями, формирование социокультурных навыков, развитие социокультурных умений, овладение социокультурным опытом на основе освоения образовательных эпистем;

· упражнения на основе проблемных социокультурных ситуаций;

· анализ художественных, публицистических текстов различных жанров;

· аудио-тексты (телефонные разговоры, радиопередачи, интервью и д.р.);

· упражнения на основе иллюстративных опор (фотографии, рисунки, картины и д.р.);

· разыгрывание ролевых этюдов;

· анализ художественных и документальных фильмов [3].

В работе по формированию социокультурной компетенции необходимо «сочетать различные виды упражнений и методы работы и использовать все доступные современные средства в их творческом сочетании», попутно развивая все виды речевой деятельности учащихся.

References

1. Azimov, E.G., Schukin, A.N. Slovar' metodicheskih terminov (teoreticheskoe i prakticheskoe prepodavanie yazykov). – SPb.: Zlatoust, 1999. – 334 s.

2. Shishkanova, V.V. Formirovanie sociokul'turnoy kompetencii v processe obucheniya inostrannomu yazyku // Inostr. yazyki v shkole. – 2012. – № 2.

3. Shumakov, D.G. Metodika formirovaniya sociokul'turnoy kompetencii buduschih perevodchikov na osnove epistemicheskogo podhoda. Avtoreferat diss. – Tekst: elektronnyy. – URL: http: // www.dissercat.com/ (data posescheniya: 28.01.25).

Login or Create
* Forgot password?