The existence of electoral alienation of modern youth, revealed by assessing the survey of 103 first-year full-time students, is substantiated. Possible reasons for this phenomenon are considered and ways of involving young people in electoral activity at the level of higher educational institutions are systematized
electoral alienation, electoral behavior of young peoplevv
Проблема электорального поведения молодых граждан активно изучается и становится особенно актуальной в период осмысления Россией новых провозглашенных ценностей духовно-нравственного развития граждан как основы государственности.
Анализ электоральной активности молодежи в лице студентов 1 курса вуза (было опрошено 103 чел., из которых более 80% - молодежь в возрасте от 18 до 25 лет) показал, что всего 32 человека (31,1% от числа опрошенных) считает важным принимать участие в выборах в качестве избирателя и всего 19 человек (18,4% от числа опрошенных) готовы участвовать в выборах в качестве кандидата в депутаты. Как видим, отмечается низкий уровень заинтересованности молодых граждан к участию в политической и общественной жизни своего государства. Кроме того, такой высокий процент нежелания проявлять электоральную активность говорит о наличии электорального отчуждения – восприятия избирателями интересов кандидатов и иных участников выборного процесса как чуждых их собственным интересам. В этой связи участие в предстоящих выборах ими воспринимается как лишенное смысла [1].
Причиной данного явления, помимо указанной выше, на наш взгляд, может явиться низкая правовая культура молодежи в области избирательного права. В ходе бесед на семинарских занятиях по дисциплинам «Правоведение» и «Основы российской государственности» на вопрос о причине нежелания участвовать в выборах самыми распространенными являются ответы о праве граждан на свободную (добровольную) явку на выборы («зачем ходить, если это не обязательно») и недоверии к процедуре выборов в целом («за нас уже все решили»).
Для преодоления электорального отчуждения молодежи, опираясь на теорию К. де Бакера и М. Янса о «треугольнике молодежного участия», считаем необходимым обеспечение достаточного уровня знаний молодежи в области избирательного права и воспитание положительного отношения к политическим институтам страны для того, чтобы молодые люди видели цель возможных изменений при их активном участии; создание позитивных установок для участия молодежи в выборах для того, чтобы они знали, что таким образом им предоставляется возможность улучшить либо изменить текущую ситуацию [2]. Необходимо поощрять систематическое участие молодежи в общественной жизни, оказывать поддержку развития молодежных движений в политике, разрабатывать для них информационное пространство.
Кроме того, нам представляется возможным в ходе получения высшего образования повлиять на идеологические установки молодежи и их мировоззренческие и морально-политические предпочтения: убедить, что уровень развития политической демократии в государстве напрямую зависит от политической активности именно молодого населения; попытаться вовлечь молодых людей в гражданскую активность путем регулярного проведения воспитательных мероприятий гражданской и патриотической направленности, их участия в научных и исследовательских проектах по теме избирательного права.
1. Mitryakova, K. A. Elektoral'noe otchuzhdenie: problematika i vozmozhnye puti ego predotvrascheniya / K. A. Mitryakova. – Tekst: elektronnyy // Politiko-pravovye mehanizmy formirovaniya institutov publichnoy vlasti: materialy i doklady VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (Samara, 30 maya–3 iyunya 2012 g.) / pod red. V.V. Polyanskogo, V.E. Volkova – Samara: Izd-vo «Samarskiy universitet», 2012. – S. 410-413. – URL: https://repo.ssau.ru/bitstream/POLITIKOPRAVOVYE-MEHANIZMY-FORMIROVANIYa/Elektoralnoe-otchuzhdenie-problematika-i-vozmozhnye-puti-ego-predotvrasheniya-78964/1.pdf (data obrascheniya: 06.02.2025).
2. Shakurova, N. E. Aktual'nye tendencii elektoral'noy aktivnosti molodezhi v gosudarstvah Evropy / N. E. Shakurova. – Tekst: elektronnyy // Grazhdanin. Vybory. Vlast'. – 2020. – № 4(18). – S. 81–91. – URL: https://www.rcoit.ru/upload/iblock/cb5.pdf (data obrascheniya: 07.02.2025).