Angarsk, Russian Federation
The article deals with the problem of forming and measuring during the training process the coordina-tion characteristics of distinguishing one's own efforts among volleyball players. To improve the performance of game techniques in volleyball, skills are required that allow you to accurately differentiate muscle efforts by intensity and time and objectively assess your own parameters of motor acts
volleyball, psychomotor skills, coordination, muscle effort, sensitivity of movements
Изучение в дифференцированном виде отдельных координационных характеристик психомоторного основания «по усилию» и способностей волейболистов к различению, оцениванию и управлению силовыми параметрами в технических движениях подтверждается исследователями как ключевая точка в координации [3, 5]. В исполнении технических приемов необходимо определять основные значения, которые характеризуют результативность движения. Такие ключевые точки позволяют сосредоточить внимание тренера на особо значимых элементах и акцентировать внимание волейболистов при их обучении, реализовать различительную чувствительность движения (РЧУ) [1, 4].
В перечисленных интерпретациях исследователями [2] установлены следующие закономерности:
- точность и качество распределения усилий улучшаются в процессе целенаправленного развития;
- между абсолютными усилиями и точностью мышечных напряжений существует прямая зависимость;
- развитие РЧУ у игровых амплуа имеют свою специфику;
- уровень развития РЧУ зависит от самоконтроля и концентрации в момент выполнения игровых технических элементов.
Цель исследования заключалась в определении значимости и установлении путей и методов развития РЧУ у волейболистов, позволяющих совершенствовать тактико-техническую подготовку, формировать необходимые способности и игровое мастерство.
Эксперимент проводился среди воспитанников спортивной школы «Ангара» г. Ангарска в возрастной категории 12-16 лет с августа 2022 по август 2023 года. В экспериментальном процессе приняли участие 63 юных волейболиста по собственному желанию и с письменного согласия родителей. В контрольную группу (КГ) вошли 34, а в экспериментальную группу (ЭГ) – 29 спортсменов.
С применением кистевого динамометра и дифференцированного метода оценки РЧУ, нами были получены результаты вводного и заключительного тестирования в эксперименте (таблица 1).
Таблица 1
Результаты вводного и заключительного тестирования РЧУ
|
Результаты измерения |
||
КГ; Me (25; 75) |
ЭГ; Me (25; 75) |
P |
|
начало |
73,81 ( 68,5 ; 76,7 ) |
75,263 ( 70,2 ; 78,3 ) |
(P>0,05) |
конец |
73,57 (69,3 ; 77,5) |
94,832 ( 85,1 ; 97,6 ) |
(P<0,05) |
P |
(P>0,05) |
(P<0,05) |
|
На начало эксперимента значимых различий между группами не выявлено. При его завершении обнаружены значимые изменения в ЭГ по отношению к КГ, а также по сравнению с исходными данными (Р<0,05). В результате применения метода оценки можно утверждать о его информативности.
Таким образом, экспериментально подтверждена информативность и эффективность метода, определены модельные характеристики в выполнении игровых приемов. Исследование координационной характеристики РЧУ подтвердило ее значимость для специализации.
1. Il'in, E. P. Psihomotornaya organizaciya cheloveka: uchebnik dlya vu-zov / E. P. Il'in. – SPb.: Piter, 2003. – 384 s.
2. Markov, K. K., Kudryavcev, M. D., Nikolaeva, O. O. Problemy ocenki i formirovaniya psihomotornyh kachestv sportsmenov v slozhno koordiniro-vannyh vidah sporta // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazova-niya. – 2013. – № 10-1. – S. 121-125.
3. Rzhanov, A. A. Metodika optimizacii dvigatel'nyh sposobnostey v sportivnoy trenirovke / A. A. Rzhanov, O. A. Shishlyannikova, E. N. Matrosova, N. V. Smetanina-Krushevski // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. – 2020. – № 8 (186) s. 247-252.
4. Surkov, E. N. Psihomotorika sportsmena. – M.: FiS, 1984. – 125 s.
5. Carroll, F. J. The influence of resistance Training on manual coor-dination / F. J. Carroll, B. Barry, S. Rick, R. G. Carson // SocNeurosci. Abster., Vol. 26. Part 1,2000. – P. 464.