Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses ways to improve power serve in volleyball. Through the known components of sensory coordination, it is proposed to increase motor sensitivity, controlling and correcting the gen-eral process of psychomotor action, developing innate abilities to the possible upper limit. Through an experiment, the results are analyzed and compared them with control ones in terms of motor com-ponents and final control tests. By developing the motor components of a complex psychomotor coordination act, you can qualitatively influence the overall process, shaping the accuracy, strength and reliability of performance

Keywords:
psychomotor skills in volleyball, discriminating sensitivity of movements, power delivery, coordination, correction of movements
Text
Text (PDF): Read Download

Формирование и управление движений человека регулируется психическими процессами, ощущениями и восприятиями через сенсорные импульсы мозга до мышечного сокращения, формируя целостные психомоторные акты [2, 5]. Техника выполнения силовой подачи в волейболе схожа с техникой нападающего удара, с коррекцией некоторых моментов [3, 4].

После выброса мяча для удара следует три фазы психосенсорного исполнения:

  • первая фаза – это задержка импульса разбега, которая выполняется по зрительному анализатору с использованием (РЧД);
  • вторая фаза – это старт для нанесения удара по мячу, где, используя психомоторные связи, игрок распределяет импульс движения в пространстве по усилию;
  • третья фаза – удар по мячу и приземление после подачи.

Приземляясь после удара по мячу, игрок в короткий интервал времени расслабляет и напрягает необходимые мышцы, точно попадая в микро-интервалы времени, пространства и усилия. Для законченного, сложно-координационного когнитивного психомоторного акта игрок концентрирует внимание и представляет выполнение связанных движений.

Основные способы формирования психомоторного образа движений и самоконтроля [1]:

- теоретическое формирование понятий;

- активизация сенсомоторных восприятий;

- разбор элементов двигательного движения;

- овладение методикой и техникой идеомоторной и психомышечной тренировки.

Таблица 1

Результаты эксперимента

тест

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

Начало (%)

Конец (%)

Начало (%)

Конец (%)

 

№ 1

67,61

89,05

58,31

61,22

№ 2

65,80

93,14

66,75

68,22

№ 3

          71,42         

94,17

69,49

73,66

           

 

В результате исследования и его анализа можно констатировать позитивное изменение по всем параметрам (таблица 1). Изменения в экспериментальной группе по отношению к собственным результатам в тесте № 1 составили 21,54 %, в тесте № 2 – 27,34 %, в тесте № 3 – 22,75 %. По отношению к финальному результату контрольной группы в тесте № 1 – 28,03 %, в тесте № 2 – 25,02 % в тесте № 3 – 20,41 %. Таким образом, общее среднее изменение результата экспериментальной группы к контрольной по всем параметрам составило 19,71 %, а собственный результат вырос на 21,35 %.

Когда спортсмены освоят техническую часть выполнения силовой подачи, следует совершенствовать их навыки через развитие психических и двигательных реакций.

References

1. Anan'ev, B. G. Sensorno-perceptivnye harakteristiki individual'nogo razvitiya cheloveka // Izbrannye psihologicheskie trudy. – M., 1980. T. 1. – S. 243.

2. Bril', M. S. Otbor v sportivnyh igrah. – M.: Fizkul'tura i sport, 1980. – 127 s.

3. Zheleznyak, Yu. D., Ivoylov, A. V. Voleybol: uchebnik dlya institutov fiz. kul'tury. – M.: Fizkul'tura i sport, 1991. – 239 s.

4. Kleschev, Yu. N. Voleybol. Podgotovka komandy k sorevnovaniyam: uchebnoe posobie. – M.: TVT «Divizion», 2009. – 208 s.

5. Platonov, V. N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. Obschaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya. – Kiev: Olimp. lit., 2004. – 808 s.

Login or Create
* Forgot password?