Ангарск, Россия
В статье рассматриваются способы совершенствования силовой подачи в волейболе. Через известные составляющие сенсорной координации предлагается повышать двигательную чувствительность, управляя и корректируя общий процесс психомоторного действия, развивая врожденные способности до возможного верхнего предела. Путем эксперимента были проанализированы результаты, сопоставлены с контрольными по двигательным составляющим и итоговым контрольным тестам. Развивая двигательные составляющие сложно-координационного психомоторного акта, можно качественно влиять на общий процесс, формируя точность, силу и надежность исполнения
психомоторика в волейболе, различительная чувствительность движений, силовая подача, координация, коррекция движений
Формирование и управление движений человека регулируется психическими процессами, ощущениями и восприятиями через сенсорные импульсы мозга до мышечного сокращения, формируя целостные психомоторные акты [2, 5]. Техника выполнения силовой подачи в волейболе схожа с техникой нападающего удара, с коррекцией некоторых моментов [3, 4].
После выброса мяча для удара следует три фазы психосенсорного исполнения:
- первая фаза – это задержка импульса разбега, которая выполняется по зрительному анализатору с использованием (РЧД);
- вторая фаза – это старт для нанесения удара по мячу, где, используя психомоторные связи, игрок распределяет импульс движения в пространстве по усилию;
- третья фаза – удар по мячу и приземление после подачи.
Приземляясь после удара по мячу, игрок в короткий интервал времени расслабляет и напрягает необходимые мышцы, точно попадая в микро-интервалы времени, пространства и усилия. Для законченного, сложно-координационного когнитивного психомоторного акта игрок концентрирует внимание и представляет выполнение связанных движений.
Основные способы формирования психомоторного образа движений и самоконтроля [1]:
- теоретическое формирование понятий;
- активизация сенсомоторных восприятий;
- разбор элементов двигательного движения;
- овладение методикой и техникой идеомоторной и психомышечной тренировки.
Таблица 1
Результаты эксперимента
тест |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
||
Начало (%) |
Конец (%) |
Начало (%) |
Конец (%) |
|
|
№ 1 |
67,61 |
89,05 |
58,31 |
61,22 |
|
№ 2 |
65,80 |
93,14 |
66,75 |
68,22 |
|
№ 3 |
71,42 |
94,17 |
69,49 |
73,66 |
|
В результате исследования и его анализа можно констатировать позитивное изменение по всем параметрам (таблица 1). Изменения в экспериментальной группе по отношению к собственным результатам в тесте № 1 составили 21,54 %, в тесте № 2 – 27,34 %, в тесте № 3 – 22,75 %. По отношению к финальному результату контрольной группы в тесте № 1 – 28,03 %, в тесте № 2 – 25,02 % в тесте № 3 – 20,41 %. Таким образом, общее среднее изменение результата экспериментальной группы к контрольной по всем параметрам составило 19,71 %, а собственный результат вырос на 21,35 %.
Когда спортсмены освоят техническую часть выполнения силовой подачи, следует совершенствовать их навыки через развитие психических и двигательных реакций.
1. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека // Избранные психологические труды. – М., 1980. Т. 1. – С. 243.
2. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 127 с.
3. Железняк, Ю. Д., Ивойлов, А. В. Волейбол: учебник для институтов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 239 с.
4. Клещев, Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учебное пособие. – М.: ТВТ «Дивизион», 2009. – 208 с.
5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – Киев: Олимп. лит., 2004. – 808 с.