Ангарск, Россия
В статье рассматривается значение пластичности движений как показателя координационной подготовленности волейболистов, описываются понятия и пути ее оценки и развития через ее составляющие
психомоторика, волейбол, пластичность, специальные качества, тренировка
Психомоторные способности волейболистов описаны многими авторами [13], однако среди многочисленного числа публикаций характеристике «пластичность» уделяется незначительное внимание. Пластичность – виртуозность, соразмерность, эластичность, ритмичность, грациозность, гармония двигательных амплитуд [1]. Специфическая привлекательность волейбола зрителями заключается в пластичности движений игроков.
Советский физиолог Н.А. Бернштейн [2], основатель современной биомеханики, впервые описал и разобрал фазы движения человека, обосновал необходимость их коррекции относительно экономичности и рациональности.
Пластичность движений в волейболе основывается на точном техническом выполнении игровых базовых элементов [4]. Каждое сочетание двигательных психомоторных актов в волейболе, независимо от быстро меняющейся обстановки, может быть гармоничным и соразмеренным. Виртуозность в выполнении сложно координационных движений складывается из нескольких функций:
- многократного повторения и оттачивания технического мастерства;
- качества восприятия первичными психосенсорными анализаторами и ответного реагирования моторных структур;
- высокого верхнего возможного порога развития психомоторных характеристик, влияющих на процесс восприятия и овладение собственных двигательных структур;
- навыками корректирования движений относительно меняющейся обстановки;
- умениями анализировать и регулировать собственные движения в пространстве по временным ориентирам, точно распределяя усилия [10].
Формирование пластичности в волейболе – это проявление грациозности, соразмерности движений через точную согласованность, темп и ритм, подвижность сегментов тела и их управление, скорость и точность, одновременность и эффективность [5].
Задачей исследования явилось изучение содержания, структуры, основных проявлений пластичности в волейболе поиск путей для ее развития.
Пластичность в волейболе – это способность игрока выстраивать свои двигательные характеристики относительно игровой ситуации, обеспечивая точное техничное исполнение игровых элементов с высокой эффективностью, точностью и распределением усилий в пространстве и времени.
Для формирования методики развития характеристики «пластичность», необходимо описать составные ее части и способы их совершенствования.
Пластичность в волейболе – сложная по своей структуре характеристика, которую можно дифференцировать на составляющие: игровую ловкость и специальную гибкость.
Гибкость как двигательная характеристика имеет достаточно короткий сенситивный период развития и формирования [3]. Возрастные изменения хрящевой и связочной структуры суставов, травмы в спортивной практике влекут за собой неизбежную потерю специальной гибкости, отражаясь в результате и на пластичности движений.
Игровая ловкость [12] как сложная психомоторная характеристика интегрируется из координационных составляющих: чувства равновесия и вестибулярной устойчивости, различительной чувствительности собственных движений по параметрам времени, усилия и пространства, также формирования сложной реакции выбора.
Высокая подвижность суставов и возможный верхний предел развития координационных способностей могут обеспечивать пластичность движений в волейболе, иметь грациозный соразмеренный вид и гарантировать точность и результативность выполнения технических игровых приемов [11].
Таким образом, пластичность волейболиста имеет несколько дифференцированных характеристик, которые можно разобрать и измерить.
Специальная гибкость:
- подвижность суставов нижних конечностей (голеностопа, коленного и тазобедренного сустава);
- подвижность суставов верхних конечностей (плечевого, локтевого и кистевого суставов);
- подвижность позвоночного столба;
Ловкость:
- вестибулярная устойчивость и равновесие;
- реакция выбора;
- различительная чувствительность движений (по временным, пространственным интервалам и в распределении собственных усилий).
Пластичность движений в волейболе предлагается развивать через оценку составных характеристик и набора развивающих упражнений.
Рассмотрим эксперимент, который проводился в течение двух лет (с января 2021 по январь 2023 года) с воспитанниками спортивной школы «Ангара» города Ангарска. Спортсмены участвовали в эксперименте и были поделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по собственному желанию и с разрешения родителей. В КГ было 38 юношей в возрасте 13-15 лет, а в ЭГ – 35 юношей того же возраста. КГ и ЭГ тестировались на однородность в подготовке через выполнение игровых приемов и характеристик, составляющих «пластичность» в начале и по завершению эксперимента.
КГ тренировалась в обычном режиме, предусмотренном программой подготовки Спортивной школы олимпийского резерва (СШОР), а ЭГ – с применением разработанной методики, включающей набор специальных упражнений и методов оценки характеристики «пластичность». Технология спортивной тренировки 4-го и 5-го года обучения составляет 48 часов ежемесячно. Общее время за два года по 30 минут в каждой тренировке составило 288 часов. На каждой тренировке спортсменам преподавалась теория о психомоторных связях и характеристик, использовались подводящие упражнения, развивающие через собственные ощущения и восприятия сложных структур, технических приемов.
Методы оценки характеристик и развивающие упражнения, составляющих «пластичность» были взяты из научных работ, описанных авторами в статьях: реакция выбора [9], специальная гибкость [7], координационные характеристики и игровая ловкость [8]:
1) тесты на различительную чувствительность движений (РЧД) по времени, усилию и пространству;
2) тест на реакцию выбора;
3) пробы на вестибулярную устойчивость;
4) пробы на специальную гибкость;
5) оценка игровых приемов, связанных с развитием гибкости психомоторными реакциями.
РЧД в пространственном восприятии тестировали с помощью: прибора «курвиметра» (1.1); альтернативного метода (1.2). РЧД по времени тестировали с применением секундомера (1.3).
В ходе анализа результатов тестов (1.1; 1.2; 1.3) степень попадания спортсменом в заданные параметры определялась в процентах, и рассчитывались их средние арифметические значения.
Оценка игровых приемов проводилась с использованием следующих тестов:
2.1. Тестирование базового игрового приема «подачи» на точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения подачи в заданную зону – по две попытки в зоны 1, 6 и 5.
2.2. Тестирование базового игрового приема «нападающего удара» на технику и точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения нападающего удара с передачи в 4 зону. В зачет шли только удачные для атаки передачи. Затем нападающий удар выполнялся со своего наброса – по 2 попытки в зоны 1, 6 и 5.
2.3. Тестирование базового игрового приема «передачи снизу и сверху» на точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения передач после собственного удара об пол снизу в тележку для мячей и сверху в баскетбольное кольцо.
В тестах (2.1.; 2.2.; 2.3.) точность попадания в первой попытке оценивалась в 2 очка, в остальных попытках – в 1 очко.
Результаты оценки развиваемых составных характеристик пластичности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки характеристик
№ |
начало |
конец |
||||||
КГ |
ЭГ |
P |
КГ |
ЭГ |
P |
|||
1.1.1 |
37±14 |
34±16 |
(P>0,05) |
38±11 |
57±18 |
(P<0,05) |
||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.1.2. |
72±22 |
81±19 |
(P>0,05) |
71±17 |
64±13 |
(P<0,05) |
||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.1.3. |
1.1.3.1. |
22±8 97±4 |
24±6 96±6 |
(P>0,05) (P>0,05) |
21±7 97±4 |
16±9 99±7 |
(P<0,05) (P<0,05) |
|
1.1.3.2. |
||||||||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.1.4. |
107±14 |
124±12 |
(P>0,05) |
97±9 |
77±11 |
(P<0,05) |
||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.1.5. |
48±22 |
45±25 |
(P>0,05) |
55±14 |
67±12 |
(P<0,05) |
||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.2. |
1.2.1. |
28,5±2,01 9,3±2,24 |
27,7±1,77 8,7±2,41 |
(P>0,05) (P>0,05) |
30,2±1,37 10,8±2,17 |
34,2±1,21 14,7±3,11 |
(P<0,05) (P<0,05) |
|
1.2.2. |
||||||||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.3. |
1.3.1. |
77,4±5,21 80,1±3,22 81,4±2,61 |
78,2±6,13 78,6±4,41 80,1±3,44 |
(P>0,05) (P>0,05) (P>0,05) |
79,3±4,91 82,2±5,30 81,7±4,15 |
93,1±5,33 95,2±3,78 94,3±3,13 |
(P<0,05) (P<0,05) (P<0,05) |
|
1.3.2. |
||||||||
1.3.3. |
||||||||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
1.4. |
0,311±0,04 |
0,303±0,05 |
(P>0,05) |
0,308±0,03 |
0,231±0,07 |
(P<0,05) |
||
КГ(Р) |
(P>0,05) |
ЭГ (Р) |
(P>0,05) |
|||||
Оценка выполнения игровых приемов на точность в эксперименте приведена в таблице 2.
Таблица 2
Оценка различий относительно медианы с использованием процентиля игровых приемов между выборками КГ и ЭГ в тестах (2.1; 2.2; 2.3.)
№ |
Результаты измерения |
||
КГ; Me (25; 75) |
ЭГ; Me (25; 75) |
P |
|
начало |
4 (2; 5) |
4 (2; 4) |
(P>0,05) |
конец |
5 (3; 4) |
8 (3; 6) |
(P<0,05) |
P |
(P>0,05) |
(P<0,05) |
|
В ходе эксперимента было установлено, что на его начальном этапе статистически значимых различий в значениях параметров, характеризующих пластичность ЭГ и КГ, не было. В завершении эксперимента наблюдались статистически значимые различия между значениями данных параметров у спортсменов ЭГ и КГ, а также у спортсменов КГ наблюдались статистически значимые различия по сравнению с исходными данными (Р<0,05), как в тестах (1.1.; 1.2; 1.3; 1.4) так и (2.1.; 2.2.; 2.3.).
Пластичность волейболистов и ее составные характеристики развиваются из врожденных задатков, представляя часть общей сложной структуры формирования двигательных психомоторных характеристик.
Результат оценки психомоторного развития и характеристики «пластичность» игровых приемов подтверждает информативность и применимость развивающей методики.
Таким образом, были исследованы вопросы значимости характеристики «пластичность» относительно к волейболу, экспериментально получены методы ее развития. Подтверждена информативность в оценке, применимость и важность пластичности в спортивной подготовке волейболистов.
1. Акопян, Е. С. Особенности проявлений пластики и точности движений женщин: возрастной аспект и взаимосвязи / Е. С. Акопян, А. А. Чатинян, А. А. Ковалева // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – Т. 9, № 1. – с. 43-51. DOI:https://doi.org/10.36028/2308-8826-2021-9-1-43-51
2. Бернштейн, Н. А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
3. Даценко, С. С. Особенности проявления специальной гибкости у волейболисток при выполнении нападающих ударов / С. С. Даценко, Л. А. Дмитренко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). С. 88-91.
4. Елисеева, Т. П. Формирование двигательных действий волейболистов с точки зрения теории управления движениями / Т. П. Елисеева, О. Н. Федорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – С. 270-278.
5. Мараховская, О. В. Применение упражнений стретчинга в учебно-тренировочном процессе волейболистов / О. В. Мараховская, М. Ю. Славнова, М. С. Эммерт, Н. Ю. Федосеева, О. Е. Баркова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – №6 (184). С. 233-236.
6. Ржанов, А. А. Развитие специальной гибкости у волейболистов / А. А. Ржанов, А. А. Ахматгатин, В. Ю. Лебединский, А. В. Яни // Теория и практика физической культуры. – 2023. № 8. С. 95-97.
7. Ржанов, А. А. Психомоторные задатки волейболистов как основа совершенствования блокирующих действий / А. А. Ржанов, А. А. Ахматгатин, В. Ю. Лебединский // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 228-234.
8. Ржанов, А. А. Формирование реакции выбора в волейболе / А. А. Ржа-нов, А. А. Ахматгатин, С. А. Гальцев, А. И. Несмеянов // Теория и практика физической культуры. Тренер. – 2021. № 10 (112). С. 92-95.5 №4 за 2021 год
9. Ржанов, А. А. Пространственно-временные психомоторные ориентиры двигательных характеристик в волейболе / А. А. Ржанов, В. Ю. Лебединский, А. А. Ахматгатин, А. Г. Харьковская // Теория и практика физической куль-туры. Теория и методика спорта. – 2022. № 9 (112). С. 29-32.
10. Ржанов, А. А. Методика оптимизации двигательных способностей в спортивной тренировке / А. А. Ржанов, О. А. Шишлянникова, Е. Н. Матросова, Н. В. Сметанина-Крушевски // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8 (186). С. 247-252. DOI: 10.34835 / issn.2308-1961.2020.8. – С. 247-252.
11. Ржанов, А. А. Методика развития психомоторных компонентов лов-кости юных волейболистов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева» 2020. № 3 (53). DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-235
12. Bulykina, L. V., Ananin, A. S. Leading physical qualities of volleyball players of various qualifications // Physical education: education, training. – 2018. No. 3. Р. 28.