Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается значение пластичности движений как показателя координационной подготовленности волейболистов, описываются понятия и пути ее оценки и развития через ее составляющие

Ключевые слова:
психомоторика, волейбол, пластичность, специальные качества, тренировка
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Психомоторные способности волейболистов описаны многими авторами [13], однако среди многочисленного числа публикаций характеристике «пластичность» уделяется незначительное внимание. Пластичность – виртуозность, соразмерность, эластичность, ритмичность, грациозность, гармония двигательных амплитуд [1]. Специфическая привлекательность волейбола зрителями заключается в пластичности движений игроков.

Советский физиолог Н.А. Бернштейн [2], основатель современной биомеханики, впервые описал и разобрал фазы движения человека, обосновал необходимость их коррекции относительно экономичности и рациональности.

Пластичность движений в волейболе основывается на точном техническом выполнении игровых базовых элементов [4]. Каждое сочетание двигательных психомоторных актов в волейболе, независимо от быстро меняющейся обстановки, может быть гармоничным и соразмеренным. Виртуозность в выполнении сложно координационных движений складывается из нескольких функций:

- многократного повторения и оттачивания технического мастерства;

- качества восприятия первичными психосенсорными анализаторами и ответного реагирования моторных структур;

- высокого верхнего возможного порога развития психомоторных характеристик, влияющих на процесс восприятия и овладение собственных двигательных структур;

- навыками корректирования движений относительно меняющейся обстановки;

- умениями анализировать и регулировать собственные движения в пространстве по временным ориентирам, точно распределяя усилия [10].

Формирование пластичности в волейболе – это проявление грациозности, соразмерности движений через точную согласованность, темп и ритм, подвижность сегментов тела и их управление, скорость и точность, одновременность и эффективность [5].

Задачей исследования явилось изучение содержания, структуры, основных проявлений пластичности в волейболе поиск путей для ее развития.

Пластичность в волейболе – это способность игрока выстраивать свои двигательные характеристики относительно игровой ситуации, обеспечивая точное техничное исполнение игровых элементов с высокой эффективностью, точностью и распределением усилий в пространстве и времени.

Для формирования методики развития характеристики «пластичность», необходимо описать составные ее части и способы их совершенствования.

Пластичность в волейболе – сложная по своей структуре характеристика, которую можно дифференцировать на составляющие: игровую ловкость и специальную гибкость.

Гибкость как двигательная характеристика имеет достаточно короткий сенситивный период развития и формирования [3]. Возрастные изменения хрящевой и связочной структуры суставов, травмы в спортивной практике влекут за собой неизбежную потерю специальной гибкости, отражаясь в результате и на пластичности движений.

Игровая ловкость [12] как сложная психомоторная характеристика интегрируется из координационных составляющих: чувства равновесия и вестибулярной устойчивости, различительной чувствительности собственных движений по параметрам времени, усилия и пространства, также формирования сложной реакции выбора.

Высокая подвижность суставов и возможный верхний предел развития координационных способностей могут обеспечивать пластичность движений в волейболе, иметь грациозный соразмеренный вид и гарантировать точность и результативность выполнения технических игровых приемов [11].

Таким образом, пластичность волейболиста имеет несколько дифференцированных характеристик, которые можно разобрать и измерить.

Специальная гибкость:

- подвижность суставов нижних конечностей (голеностопа, коленного и тазобедренного сустава);

- подвижность суставов верхних конечностей (плечевого, локтевого и кистевого суставов);

- подвижность позвоночного столба;

Ловкость:

- вестибулярная устойчивость и равновесие;

- реакция выбора;

- различительная чувствительность движений (по временным, пространственным интервалам и в распределении собственных усилий).

Пластичность движений в волейболе предлагается развивать через оценку составных характеристик и набора развивающих упражнений.

Рассмотрим эксперимент, который проводился в течение двух лет (с января 2021 по январь 2023 года) с воспитанниками спортивной школы «Ангара» города Ангарска. Спортсмены участвовали в эксперименте и были поделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по собственному желанию и с разрешения родителей. В КГ было 38 юношей в возрасте 13-15 лет, а в ЭГ – 35 юношей того же возраста. КГ и ЭГ тестировались на однородность в подготовке через выполнение игровых приемов и характеристик, составляющих «пластичность» в начале и по завершению эксперимента.

КГ тренировалась в обычном режиме, предусмотренном программой подготовки Спортивной школы олимпийского резерва (СШОР), а ЭГ – с применением разработанной методики, включающей набор специальных упражнений и методов оценки характеристики «пластичность». Технология спортивной тренировки 4-го и 5-го года обучения составляет 48 часов ежемесячно. Общее время за два года по 30 минут в каждой тренировке составило 288 часов. На каждой тренировке спортсменам преподавалась теория о психомоторных связях и характеристик, использовались подводящие упражнения, развивающие через собственные ощущения и восприятия сложных структур, технических приемов.

Методы оценки характеристик и развивающие упражнения, составляющих «пластичность» были взяты из научных работ, описанных авторами в статьях: реакция выбора [9], специальная гибкость [7], координационные характеристики и игровая ловкость [8]:

1) тесты на различительную чувствительность движений (РЧД) по времени, усилию и пространству;

2) тест на реакцию выбора;

3) пробы на вестибулярную устойчивость;

4) пробы на специальную гибкость;

5) оценка игровых приемов, связанных с развитием гибкости психомоторными реакциями.

РЧД в пространственном восприятии тестировали с помощью: прибора «курвиметра» (1.1); альтернативного метода (1.2). РЧД по времени тестировали с применением секундомера (1.3).

В ходе анализа результатов тестов (1.1; 1.2; 1.3) степень попадания спортсменом в заданные параметры определялась в процентах, и рассчитывались их средние арифметические значения.

Оценка игровых приемов проводилась с использованием следующих тестов:

2.1. Тестирование базового игрового приема «подачи» на точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения подачи в заданную зону по две попытки в зоны 1, 6 и 5.

2.2. Тестирование базового игрового приема «нападающего удара» на технику и точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения нападающего удара с передачи в 4 зону. В зачет шли только удачные для атаки передачи. Затем нападающий удар выполнялся со своего наброса – по 2 попытки в зоны 1, 6 и 5.

2.3. Тестирование базового игрового приема «передачи снизу и сверху» на точность. Каждому игроку предлагалось 6 попыток для выполнения передач после собственного удара об пол снизу в тележку для мячей и сверху в баскетбольное кольцо.

В тестах (2.1.; 2.2.; 2.3.) точность попадания в первой попытке оценивалась в 2 очка, в остальных попытках – в 1 очко.

Результаты оценки развиваемых составных характеристик пластичности приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки характеристик

начало

конец

КГ

ЭГ

P

КГ

ЭГ

P

1.1.1

37±14

34±16

(P>0,05)

38±11

57±18

(P<0,05)

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.1.2.

72±22

81±19

(P>0,05)

71±17

64±13

(P<0,05)

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.1.3.

1.1.3.1.

22±8

97±4

24±6

96±6

(P>0,05)

(P>0,05)

21±7

97±4

16±9

99±7

(P<0,05) (P<0,05)

1.1.3.2.

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.1.4.

107±14

124±12

(P>0,05)

97±9

77±11

(P<0,05)

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.1.5.

48±22

45±25

(P>0,05)

55±14

67±12

(P<0,05)

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.2.

1.2.1.

28,5±2,01

9,3±2,24

27,7±1,77

8,7±2,41

(P>0,05)

(P>0,05)

30,2±1,37

10,8±2,17

34,2±1,21

14,7±3,11

(P<0,05) (P<0,05)

1.2.2.

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.3.

1.3.1.

77,4±5,21

80,1±3,22

81,4±2,61

78,2±6,13

78,6±4,41

80,1±3,44

(P>0,05)

(P>0,05)

(P>0,05)

79,3±4,91

82,2±5,30

81,7±4,15

93,1±5,33

95,2±3,78

94,3±3,13

(P<0,05) (P<0,05)

(P<0,05)

1.3.2.

1.3.3.

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

1.4.

0,311±0,04

0,303±0,05

(P>0,05)

0,308±0,03

0,231±0,07

(P<0,05)

КГ(Р)

(P>0,05)

ЭГ (Р)

(P>0,05)

                 

 

Оценка выполнения игровых приемов на точность в эксперименте приведена в таблице 2.

Таблица 2

Оценка различий относительно медианы с использованием процентиля игровых приемов между выборками КГ и ЭГ в тестах (2.1; 2.2; 2.3.)

Результаты измерения

КГ; Me (25; 75)

ЭГ; Me (25; 75)

P

начало

4 (2; 5)

4 (2; 4)

(P>0,05)

конец

5 (3; 4)

8 (3; 6)

(P<0,05)

P

(P>0,05)

(P<0,05)

 

 

 

В ходе эксперимента было установлено, что на его начальном этапе статистически значимых различий в значениях параметров, характеризующих пластичность ЭГ и КГ, не было. В завершении эксперимента наблюдались статистически значимые различия между значениями данных параметров у спортсменов ЭГ и КГ, а также у спортсменов КГ наблюдались статистически значимые различия по сравнению с исходными данными (Р<0,05), как в тестах (1.1.; 1.2; 1.3; 1.4) так и (2.1.; 2.2.; 2.3.).

Пластичность волейболистов и ее составные характеристики развиваются из врожденных задатков, представляя часть общей сложной структуры формирования двигательных психомоторных характеристик.

Результат оценки психомоторного развития и характеристики «пластичность» игровых приемов подтверждает информативность и применимость развивающей методики.

Таким образом, были исследованы вопросы значимости характеристики «пластичность» относительно к волейболу, экспериментально получены методы ее развития. Подтверждена информативность в оценке, применимость и важность пластичности в спортивной подготовке волейболистов.

Список литературы

1. Акопян, Е. С. Особенности проявлений пластики и точности движений женщин: возрастной аспект и взаимосвязи / Е. С. Акопян, А. А. Чатинян, А. А. Ковалева // Наука и спорт: современные тенденции. – 2021. – Т. 9, № 1. – с. 43-51. DOI:https://doi.org/10.36028/2308-8826-2021-9-1-43-51

2. Бернштейн, Н. А. О построении движений. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.

3. Даценко, С. С. Особенности проявления специальной гибкости у волейболисток при выполнении нападающих ударов / С. С. Даценко, Л. А. Дмитренко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). С. 88-91.

4. Елисеева, Т. П. Формирование двигательных действий волейболистов с точки зрения теории управления движениями / Т. П. Елисеева, О. Н. Федорова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2017. – С. 270-278.

5. Мараховская, О. В. Применение упражнений стретчинга в учебно-тренировочном процессе волейболистов / О. В. Мараховская, М. Ю. Славнова, М. С. Эммерт, Н. Ю. Федосеева, О. Е. Баркова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – №6 (184). С. 233-236.

6. Ржанов, А. А. Развитие специальной гибкости у волейболистов / А. А. Ржанов, А. А. Ахматгатин, В. Ю. Лебединский, А. В. Яни // Теория и практика физической культуры. – 2023. № 8. С. 95-97.

7. Ржанов, А. А. Психомоторные задатки волейболистов как основа совершенствования блокирующих действий / А. А. Ржанов, А. А. Ахматгатин, В. Ю. Лебединский // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 486. С. 228-234.

8. Ржанов, А. А. Формирование реакции выбора в волейболе / А. А. Ржа-нов, А. А. Ахматгатин, С. А. Гальцев, А. И. Несмеянов // Теория и практика физической культуры. Тренер. – 2021. № 10 (112). С. 92-95.5 №4 за 2021 год

9. Ржанов, А. А. Пространственно-временные психомоторные ориентиры двигательных характеристик в волейболе / А. А. Ржанов, В. Ю. Лебединский, А. А. Ахматгатин, А. Г. Харьковская // Теория и практика физической куль-туры. Теория и методика спорта. – 2022. № 9 (112). С. 29-32.

10. Ржанов, А. А. Методика оптимизации двигательных способностей в спортивной тренировке / А. А. Ржанов, О. А. Шишлянникова, Е. Н. Матросова, Н. В. Сметанина-Крушевски // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8 (186). С. 247-252. DOI: 10.34835 / issn.2308-1961.2020.8. – С. 247-252.

11. Ржанов, А. А. Методика развития психомоторных компонентов лов-кости юных волейболистов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева» 2020. № 3 (53). DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-235

12. Bulykina, L. V., Ananin, A. S. Leading physical qualities of volleyball players of various qualifications // Physical education: education, training. – 2018. No. 3. Р. 28.

Войти или Создать
* Забыли пароль?