Статья посвящена рассмотрению одного из актуальных на сегодняшний день вопросов современной методики обучения иностранным языкам – коммуникативной компетенции. Выделены три этапа формирования коммуникативной компетенции
коммуникативная компетенция, образование, методика, иностранный язык
На сегодняшний день в методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка в школе. По окончании школы обучающиеся должны быть способны осуществлять коммуникацию на иностранном языке в ситуациях повседневного и делового, а также профессионального характера.
Е.Э. Сысоева рассматривает понятие коммуникативной компетенции с точки зрения сформированности. Коммуникативную компетентность ученика она характеризует как определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в социуме [1, с. 7].
В отечественной системе образования можно выделить 3 этапа формирования коммуникативной компетенции:
1 этап – начальное общее образование. Соответствует уровню А1. На уровне начального общего образования в результате изучения иностранного языка у обучающихся: сформируется «элементарная (начальная) иноязычная коммуникативная компетенция», т. е. готовность и способность к общению с носителями изучаемого иностранного языка в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного язык [2, с. 40-41].
2 этап – основное общее образование. Соответствует уровню А2. Освоение учебного предмета «Иностранный язык» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения [3, с. 258-259].
К третьему этапу относится среднее полное образование. Соответствует уровню В1. «Иностранный язык» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах, как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения [4].
Таким образом, основной целью обучения иностранному языку на пороговом уровне считается формирование коммуникативной компетенции или, иными словами, развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующегося в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
1. Сысоева, Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в сред-ней школе / Сысоева Е.Э. // Педагогика. 2014. № 5. С. 6-15.
2. Примерная образовательная программа начального общего образования (утв. Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 18.03.2022 N 1 / 22).
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (утв. Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 15.09.2022 N 6 / 22).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).