АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование посвящено изучению взаимосвязи между академической мотивацией и саморегуляцией у студентов с инвалидностью в сфере высшего образования

Ключевые слова:
саморегуляция, самоорганизация, мотивация учебной деятельности, студенты с инвалидно-стью, инклюзия
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Исследование академической мотивации и саморегуляции у студентов с инвалидностью является важным с точки зрения обеспечения равных возможностей для всех студентов в образовательной среде. Изучение этой темы помогает выявить проблемные моменты и способы их преодоления для обеспечения инклюзии и равных прав на получение качественного образования, позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое состояние студентов с инвалидностью в контексте академической сферы. Данное исследование актуально также с точки зрения разработки программ психологической поддержки, повышения уровня самосознания и саморазвития данных студентов.

Рассмотрим понятия академической мотивации и саморегуляции. Академическая мотивация определяется как внутренняя сила, побуждающая студента к достижению образовательных целей, стремлению к знаниям и усилиям по решению учебных задач [1].

Саморегуляция в образовании представляет собой процесс управления своим поведением, мыслями, эмоциями и действиями для достижения поставленных целей. Она включает в себя планирование учебной деятельности, контроль за выполнением задач, анализ собственного прогресса и коррекцию поведения. В рамках исследования Д.А. Леонтьева саморегуляция рассматривается как основа потенциала личности [2]. Саморегуляция является необходимым условием овладения профессией, обеспечения работоспособности и поддержания психологического благополучия личности в целом [3].

Академическая мотивация и саморегуляция у студентов с инвалидностью имеет свои особенности, так как эти студенты сталкиваются с большими трудностями, требующими от них высокого уровня физической и психической выносливости, способности адаптироваться к новым условиям. Студенты с инвалидностью могут испытывать как повышенную, так и сниженную мотивацию в зависимости от индивидуальных особенностей и контекста обучения. Они также могут развивать уникальные стратегии саморегуляции, соответствующие своим потребностям и возможностям.

Академическая мотивация играет ключевую роль в формировании саморегуляции у студентов с инвалидностью. Особенности мотивационных факторов, такие как цели обучения, ожидания успеха и страх неуспеха, существенно влияют на способность студентов к саморегуляции учебной деятельности. Уровень саморегуляции прямо связан с преобладанием внутренней мотивации над внешней, с уровнем инклюзии и психологическим благополучием [4].

Важными факторами в развитии академической мотивации и саморегуляции у студентов с инвалидностью являются поддержка со стороны образовательного учреждения, использование индивидуальных подходов к каждому студенту. Задачей дальнейших исследований является разработка более эффективных методик обучения, адаптированных к потребностям студентов с инвалидностью, что в свою очередь способствует улучшению образовательного процесса и повышению успеваемости таких студентов.

Список литературы

1. Deci, E.L., Ryan, R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan. – Текст: непосредственный // Psychological Inquiry. – 2000. – 11(4). – Р. 227-268.

2. Леонтьев, Д.А., Александрова, Л.А. Ограниченные возможности здоровья как ресурс позитивного развития / Д.А. Леонтьев, Л.А. Александрова. – Текст: непосредственный // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные социальные аспекты / под ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». – 2016. – С. 455–464.

3. Zimmerman, B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview / B.J. Zimmerman. – Текст: непосредственный // Theory into Practice. – 2002. – 41(2). – Р. 64-70.

4. Куляцкая, М.Г. Саморегуляция и мотивация учебной деятельности студентов с инвалидностью в условиях дистанционного обучения / М.Г. Куляцкая. – Текст: электронный // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021). Москва – 2021. – С. 277-291. – URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=49453053 (дата обращения: 17.02.2024).

Войти или Создать
* Забыли пароль?