ACADEMIC MOTIVATION AND SELF-REGULATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES: PSYCHOLOGICAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study examines the relationship between academic motivation and self-regulation among stu-dents with disabilities in higher education

Keywords:
self-regulation, self-organization, motivation for educational activities, students with disabilities, inclu-sion
Text
Publication text (PDF): Read Download

Исследование академической мотивации и саморегуляции у студентов с инвалидностью является важным с точки зрения обеспечения равных возможностей для всех студентов в образовательной среде. Изучение этой темы помогает выявить проблемные моменты и способы их преодоления для обеспечения инклюзии и равных прав на получение качественного образования, позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое состояние студентов с инвалидностью в контексте академической сферы. Данное исследование актуально также с точки зрения разработки программ психологической поддержки, повышения уровня самосознания и саморазвития данных студентов.

Рассмотрим понятия академической мотивации и саморегуляции. Академическая мотивация определяется как внутренняя сила, побуждающая студента к достижению образовательных целей, стремлению к знаниям и усилиям по решению учебных задач [1].

Саморегуляция в образовании представляет собой процесс управления своим поведением, мыслями, эмоциями и действиями для достижения поставленных целей. Она включает в себя планирование учебной деятельности, контроль за выполнением задач, анализ собственного прогресса и коррекцию поведения. В рамках исследования Д.А. Леонтьева саморегуляция рассматривается как основа потенциала личности [2]. Саморегуляция является необходимым условием овладения профессией, обеспечения работоспособности и поддержания психологического благополучия личности в целом [3].

Академическая мотивация и саморегуляция у студентов с инвалидностью имеет свои особенности, так как эти студенты сталкиваются с большими трудностями, требующими от них высокого уровня физической и психической выносливости, способности адаптироваться к новым условиям. Студенты с инвалидностью могут испытывать как повышенную, так и сниженную мотивацию в зависимости от индивидуальных особенностей и контекста обучения. Они также могут развивать уникальные стратегии саморегуляции, соответствующие своим потребностям и возможностям.

Академическая мотивация играет ключевую роль в формировании саморегуляции у студентов с инвалидностью. Особенности мотивационных факторов, такие как цели обучения, ожидания успеха и страх неуспеха, существенно влияют на способность студентов к саморегуляции учебной деятельности. Уровень саморегуляции прямо связан с преобладанием внутренней мотивации над внешней, с уровнем инклюзии и психологическим благополучием [4].

Важными факторами в развитии академической мотивации и саморегуляции у студентов с инвалидностью являются поддержка со стороны образовательного учреждения, использование индивидуальных подходов к каждому студенту. Задачей дальнейших исследований является разработка более эффективных методик обучения, адаптированных к потребностям студентов с инвалидностью, что в свою очередь способствует улучшению образовательного процесса и повышению успеваемости таких студентов.

References

1. Deci, E.L., Ryan, R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan. – Tekst: neposredstvennyy // Psychological Inquiry. – 2000. – 11(4). – R. 227-268.

2. Leont'ev, D.A., Aleksandrova, L.A. Ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya kak resurs pozitivnogo razvitiya / D.A. Leont'ev, L.A. Aleksandrova. – Tekst: neposredstvennyy // Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nye, professional'nye social'nye aspekty / pod red. A.V. Mahnach, L.G. Dikaya. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN». – 2016. – S. 455–464.

3. Zimmerman, B.J. Becoming a self-regulated learner: An overview / B.J. Zimmerman. – Tekst: neposredstvennyy // Theory into Practice. – 2002. – 41(2). – R. 64-70.

4. Kulyackaya, M.G. Samoregulyaciya i motivaciya uchebnoy deyatel'nosti studentov s invalidnost'yu v usloviyah distancionnogo obucheniya / M.G. Kulyackaya. – Tekst: elektronnyy // Cifrovaya gumanitaristika i tehnologii v obrazovanii (DHTE 2021). Moskva – 2021. – S. 277-291. – URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=49453053 (data obrascheniya: 17.02.2024).

Login or Create
* Forgot password?