СМАЗЫВАЮЩИЕ ПРИСАДКИ К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ НА ОСНОВЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПОЛИМЕРОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены смазывающие свойства новой присадки к дизельным топливам и маслам, сформированной на основе отходов нефтехимических производств: кубового остатка ректификации бутиловых спиртов и бинарного сополимера стирола и низкомолекулярного полиэтилена. Для оценки смазывающих свойств использовали показатель скорректированного диаметра пятна износа, значения которого соответствуют принятым нормам

Ключевые слова:
смазывающие свойства дизельных топлив, скорректированный диаметр пятна износа, кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов, бинарный сополимер стирола и низкомолекулярного полиэтилена
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Смазывающая способность горюче-смазочных материалов представляет собой одну из ключевых групп эксплуатационных характеристик, определяющих их качество и влияние на работу топливных систем. Смазывающая способность – это свойство дизельных топлив и масел снижать трение и, следовательно, уменьшать износ движущихся частей двигателей. 

Ранее товарные дизельные топлива и масла характеризовались удовлетворительными смазывающими свойствами. В настоящее время за счет необходимости соответствия выпускаемых топлив и масел стандартам ЕВРО, они подвергаются гидроочистке, направленной на максимальное удаление серосодержащих соединений.

В соответствии с действующими нормами качества дизельных топлив [1], содержание серы в них ограничивается вплоть до значений менее 10 ppm, что приводит к значительному ухудшению собственной смазывающей способности и делает необходимым использование смазывающих присадок. 

Большинство смазывающих присадок сформированы на основе кислородсодержащих соединений: высших карбоновых кислот, высших спиртов, сложных эфиров либо высокомолекулярных (полимерных) соединений. Например, известны смазывающие присадки, включающие кислородсодержащие остатки ректификации бутиловых спиртов [2].

Нами были разработаны новые смазывающие присадки к дизельным топливам, включающие кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов (КОРБС) и бинарный сополимер стирола и низкомолекулярного полиэтилена (НМПЭ). Низкомолекулярный полиэтилен (НМПЭ) является отходом промышленных производств по получению полиэтилена высокого давления (LDPE). КОРБС представляет собой крупнотоннажный отход процессов производства бутиловых спиртов методом оксосинтеза и содержит смесь кислородсодержащих соединений разных классов. Разработанная нами присадка включает смесь сополимера НМПЭ со стиролом [3] различного состава и КОРБС. Присадка вводится в дизельное топливо в количестве от 0,05 до 1 % масс.

Смазывающие свойства дизельных топлив с разработанной присадкой, оцененные показателем скорректированного диаметра пятна износа [4], представлены в таблице 1.

Таблица 1

Смазывающие свойства новых присадок

(температура введения присадок в топливо 25 °С)

образца

Состав сополимера в образце,
% мол.

Содержание

сополимера
в присадке,

% масс.

Содержание

присадки в ДТ,

% масс.

Скорректированный диаметр пятна

износа, мкм

НМПЭ

Стирол

ДТ

666

1

95,0

  5,0

50,0

0,5

463

2

75,0

25,0

50,0

0,5

522

3

50,0

50,0

50,0

0,5

361

4

25,0

  7,0

50,0

0,5

429

 

Применение предлагаемой многофункциональной присадки позволило уменьшить скорректированный диаметр пятна износа на 305 мкм, что соответствует требуемым нормам. Также данная присадка проявляет высокие депрессорные свойства, что позволяет использовать ее в качестве бифункциональной добавки к дизельным топливам.

Список литературы

1. ГОСТ Р 52368-005. Топливо дизельное евро. Технические условия. М.: Стандартинформ, 2009.

2. Патент РФ 2254357. Рахимов М.Н., Ишмияров М.Х., Рахимов Х.Х., Рогов М.Н., Баулин О.А., Чистов О.И. Композиция жидкого топлива // Изобретения. 2005. № 17.

3. Патент РФ 2599778. Раскулова Т.В., Прохорченко И.М., Каницкая Л.В., Фереферов М.Ю., Тютрин Е.Г., Демина А.А., Черниговская М.А. Депрессорная присадка к дизельным топливам на основе сополимеров этилена и дизельное топливо на основе этой присадки // Бюлл. № 29.

4. ГОСТ 12156-1-2006. Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний. М.: Стандартинформ, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?