ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ УТЯЖЕЛЕННОЙ ДИСТИЛЛЯТНОЙ ФРАКЦИИ ЗАМЕДЛЕННОГО КОКСОВАНИЯ В ТОВАРНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлены результаты исследований по оценке возможности вовлечения утяжеленной фракции замедленного коксования в производство товарных дизельных топлив на основе среднедистиллятных фракций первичной переработки нефти

Ключевые слова:
дизельное топливо, прямогонные дизельные фракции, легкий газойль замедленного коксования
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В настоящее время дизельные топлива (ДТ) с повышенным содержанием серы производят по ГОСТ 305 и экспортным спецификациям (КС). В основном производят два вида ДТ: зимнее (ДТЗ) с содержанием серы до 0,2 % мас. и летнее (ДТЛ) с содержанием серы до 0,5 % мас. Данные виды топлив производят в основном путем смешения прямогонных дизельных фракций с атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти [1]. Утяжеленные среднедистиллятные фракции вторичных процессов нефтепереработки не вовлекаются в производство ДТ из-за их специфического качества.

В данной работе изучена возможность вовлечения легкого газойля замедленного коксования (ЛГЗК) в производство вышеуказанных видов ДТ. ЛГЗК представляет собой утяжеленную среднедистиллятную фракцию 350-400°С, промежуточную между дизельной фракцией и тяжелым газойлем замедленного коксования. ЛГЗК характеризуется высоким содержанием серы и непредельных углеводородов.

Расчётным путем, на основании анализа статистических данных критических показателей качества, определили оптимальный процент вовлечения ЛГЗК в ДТ, который составил 3 % мас. Для лабораторных образцов ДТЗ и ДТЛ, а также образцов с вовлечением ЛГЗК были проведены испытания по основным критическим показателям качества (таблица 1, 2).

Таблица 1

Результаты испытаний лабораторного образца ДТЛ

Показатели

Нормы по

КС

Значение показателя

ДТЛ

ДТЛ + ЛГЗК

Плотность при 20°С, кг/м3

не более 860,0

847,2

849,3

Цетановое число

не менее 45

48

47

Массовая доля серы, %

не более 0,500

0,273

0,326

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 61,0

67

71

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2

не выше 6,300

4,730

5,102

Йодное число, г йода на 100 г топлива

не более 6,0

1,2

1,4

Коксуемость 10 %-го остатка, %

не более 0,20

0,03

0,06

Предельная температура фильтруемости, °С

не выше -5

минус 12

минус 11

Температура застывания, °С

не выше -10

-20

-16

Температура помутнения, °С

не выше -5

-10

-9

Концентрация фактических смол, мг/100 см3

не более 40

4

6

50 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 290

272

275

95 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 365

347

353

Цвет в ед. ЦНТ

не более 2,0

0,5

1,0

 

 

Таблица 2

Результаты испытаний лабораторного образца ДТЗ

Показатели

Норма по ГОСТ 305

Значение показателя

ДТЗ

ДТЗ + ЛГЗК

Плотность при 15°С, кг/м3

не более 843,4

826,7

830,5

Цетановое число

не менее 45

46

45

Массовая доля серы, %

не более 0.2

0,148

0,171

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 40

45

48

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2

1,8-5,0

2,5

2,7

Йодное число, г йода на 100 г жидкости

не более 6

0,6

1,3

Коксуемость 10 %-го остатка, %

не более 0,20

0,06

0,06

Предельная температура фильтруемости, °С

не выше -25

минус 36

минус 35

50 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 280

236

240

95 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 360

296

297

Цвет в ед. ЦНТ

не норм.

0

1,0

 

Качество полученных образцов ДТ с ЛГЗК соответствовало требованиям нормативной документации. Для обеспечения стабильности ДТ необходим подбор антиокислительных присадок.

Список литературы

1. Ахметов, А.С. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. – Уфа: Гилем, 2002. – 672 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?