ASSESSMENT OF THE POSSIBILITY OF INVOLVING THE WEIGHTED DISTILLATE FRACTION OF DELAYED COKING IN COMMERCIAL DIESEL FUELS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper presents the results of research to assess the possibility of involving a weighted fraction of delayed coking in the production of commercial diesel fuels based on medium distillate fractions of primary oil refining

Keywords:
diesel fuel, straight-run diesel fractions, light gas oil of delayed coking
Text
Text (PDF): Read Download

В настоящее время дизельные топлива (ДТ) с повышенным содержанием серы производят по ГОСТ 305 и экспортным спецификациям (КС). В основном производят два вида ДТ: зимнее (ДТЗ) с содержанием серы до 0,2 % мас. и летнее (ДТЛ) с содержанием серы до 0,5 % мас. Данные виды топлив производят в основном путем смешения прямогонных дизельных фракций с атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти [1]. Утяжеленные среднедистиллятные фракции вторичных процессов нефтепереработки не вовлекаются в производство ДТ из-за их специфического качества.

В данной работе изучена возможность вовлечения легкого газойля замедленного коксования (ЛГЗК) в производство вышеуказанных видов ДТ. ЛГЗК представляет собой утяжеленную среднедистиллятную фракцию 350-400°С, промежуточную между дизельной фракцией и тяжелым газойлем замедленного коксования. ЛГЗК характеризуется высоким содержанием серы и непредельных углеводородов.

Расчётным путем, на основании анализа статистических данных критических показателей качества, определили оптимальный процент вовлечения ЛГЗК в ДТ, который составил 3 % мас. Для лабораторных образцов ДТЗ и ДТЛ, а также образцов с вовлечением ЛГЗК были проведены испытания по основным критическим показателям качества (таблица 1, 2).

Таблица 1

Результаты испытаний лабораторного образца ДТЛ

Показатели

Нормы по

КС

Значение показателя

ДТЛ

ДТЛ + ЛГЗК

Плотность при 20°С, кг/м3

не более 860,0

847,2

849,3

Цетановое число

не менее 45

48

47

Массовая доля серы, %

не более 0,500

0,273

0,326

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 61,0

67

71

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2

не выше 6,300

4,730

5,102

Йодное число, г йода на 100 г топлива

не более 6,0

1,2

1,4

Коксуемость 10 %-го остатка, %

не более 0,20

0,03

0,06

Предельная температура фильтруемости, °С

не выше -5

минус 12

минус 11

Температура застывания, °С

не выше -10

-20

-16

Температура помутнения, °С

не выше -5

-10

-9

Концентрация фактических смол, мг/100 см3

не более 40

4

6

50 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 290

272

275

95 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 365

347

353

Цвет в ед. ЦНТ

не более 2,0

0,5

1,0

 

 

Таблица 2

Результаты испытаний лабораторного образца ДТЗ

Показатели

Норма по ГОСТ 305

Значение показателя

ДТЗ

ДТЗ + ЛГЗК

Плотность при 15°С, кг/м3

не более 843,4

826,7

830,5

Цетановое число

не менее 45

46

45

Массовая доля серы, %

не более 0.2

0,148

0,171

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 40

45

48

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2

1,8-5,0

2,5

2,7

Йодное число, г йода на 100 г жидкости

не более 6

0,6

1,3

Коксуемость 10 %-го остатка, %

не более 0,20

0,06

0,06

Предельная температура фильтруемости, °С

не выше -25

минус 36

минус 35

50 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 280

236

240

95 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 360

296

297

Цвет в ед. ЦНТ

не норм.

0

1,0

 

Качество полученных образцов ДТ с ЛГЗК соответствовало требованиям нормативной документации. Для обеспечения стабильности ДТ необходим подбор антиокислительных присадок.

References

1. Ahmetov, A.S. Tehnologiya glubokoy pererabotki nefti i gaza: Uchebnoe posobie dlya vuzov. – Ufa: Gilem, 2002. – 672 s.

Login or Create
* Forgot password?