The paper presents the results of research to assess the possibility of involving a weighted fraction of delayed coking in the production of commercial diesel fuels based on medium distillate fractions of primary oil refining
diesel fuel, straight-run diesel fractions, light gas oil of delayed coking
В настоящее время дизельные топлива (ДТ) с повышенным содержанием серы производят по ГОСТ 305 и экспортным спецификациям (КС). В основном производят два вида ДТ: зимнее (ДТЗ) с содержанием серы до 0,2 % мас. и летнее (ДТЛ) с содержанием серы до 0,5 % мас. Данные виды топлив производят в основном путем смешения прямогонных дизельных фракций с атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти [1]. Утяжеленные среднедистиллятные фракции вторичных процессов нефтепереработки не вовлекаются в производство ДТ из-за их специфического качества.
В данной работе изучена возможность вовлечения легкого газойля замедленного коксования (ЛГЗК) в производство вышеуказанных видов ДТ. ЛГЗК представляет собой утяжеленную среднедистиллятную фракцию 350-400°С, промежуточную между дизельной фракцией и тяжелым газойлем замедленного коксования. ЛГЗК характеризуется высоким содержанием серы и непредельных углеводородов.
Расчётным путем, на основании анализа статистических данных критических показателей качества, определили оптимальный процент вовлечения ЛГЗК в ДТ, который составил 3 % мас. Для лабораторных образцов ДТЗ и ДТЛ, а также образцов с вовлечением ЛГЗК были проведены испытания по основным критическим показателям качества (таблица 1, 2).
Таблица 1
Результаты испытаний лабораторного образца ДТЛ
Показатели |
Нормы по КС |
Значение показателя |
|
ДТЛ |
ДТЛ + ЛГЗК |
||
Плотность при 20°С, кг/м3 |
не более 860,0 |
847,2 |
849,3 |
Цетановое число |
не менее 45 |
48 |
47 |
Массовая доля серы, % |
не более 0,500 |
0,273 |
0,326 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
не ниже 61,0 |
67 |
71 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с |
не выше 6,300 |
4,730 |
5,102 |
Йодное число, г йода на 100 г топлива |
не более 6,0 |
1,2 |
1,4 |
Коксуемость 10 %-го остатка, % |
не более 0,20 |
0,03 |
0,06 |
Предельная температура фильтруемости, °С |
не выше -5 |
минус 12 |
минус 11 |
Температура застывания, °С |
не выше -10 |
-20 |
-16 |
Температура помутнения, °С |
не выше -5 |
-10 |
-9 |
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 |
не более 40 |
4 |
6 |
50 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 290 |
272 |
275 |
95 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 365 |
347 |
353 |
Цвет в ед. ЦНТ |
не более 2,0 |
0,5 |
1,0 |
Таблица 2
Результаты испытаний лабораторного образца ДТЗ
Показатели |
Норма по ГОСТ 305 |
Значение показателя |
|
ДТЗ |
ДТЗ + ЛГЗК |
||
Плотность при 15°С, кг/м3 |
не более 843,4 |
826,7 |
830,5 |
Цетановое число |
не менее 45 |
46 |
45 |
Массовая доля серы, % |
не более 0.2 |
0,148 |
0,171 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
не ниже 40 |
45 |
48 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с |
1,8-5,0 |
2,5 |
2,7 |
Йодное число, г йода на 100 г жидкости |
не более 6 |
0,6 |
1,3 |
Коксуемость 10 %-го остатка, % |
не более 0,20 |
0,06 |
0,06 |
Предельная температура фильтруемости, °С |
не выше -25 |
минус 36 |
минус 35 |
50 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 280 |
236 |
240 |
95 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 360 |
296 |
297 |
Цвет в ед. ЦНТ |
не норм. |
0 |
1,0 |
Качество полученных образцов ДТ с ЛГЗК соответствовало требованиям нормативной документации. Для обеспечения стабильности ДТ необходим подбор антиокислительных присадок.
1. Ahmetov, A.S. Tehnologiya glubokoy pererabotki nefti i gaza: Uchebnoe posobie dlya vuzov. – Ufa: Gilem, 2002. – 672 s.