ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛЕГКОГО ГАЗОЙЛЯ КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА В ТОВАРНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ТОПЛИВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлены результаты исследований по оценке возможности вовлечения легкого газойля каталитического крекинга в производство товарных дизельных топлив на основе среднедистиллятных фракций первичной переработки нефти

Ключевые слова:
дизельное топливо, прямогонные дизельные фракции, легкий газойль каталитического крекинга
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Дизельные топлива (ДТ) с повышенным содержанием серы производят по ГОСТ 305 и экспортным спецификациям. В настоящее время в основном производят два вида ДТ: зимнее (ДТЗ) с содержанием серы до 0,2 % мас. и летнее (ДТЛ) с содержанием серы до 0,5 % мас. Данные виды топлив производят путем смешения прямогонных дизельных фракций атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти [1]. Утяжеленные среднедистиллятные фракции вторичных процессов нефтепереработки не вовлекаются в производство ДТ из-за их специфического качества.

В данной работе изучена возможность вовлечения легкого газойля каталитического крекинга (ЛГКК) в производство вышеуказанных видов ДТ. ЛГКК представляет собой среднедистиллятную фракцию с интервалом кипения 180-360°С, которая характеризуется высокой плотностью (до 950 кг/м3), повышенным содержанием серы (до 1,4 % мас.) и ароматических углеводородов (до 80 % мас.)

На основании анализа статистических данных критических показателей качества расчётным путем определили долю вовлечения ЛГКК в ДТ – до 3 % мас. Приготовленные лабораторные образцы ДТЗ и ДТЛ с вовлечением ЛГКК были испытаны по основным критическим показателям на соответствие нормативной документации (таблицы 1, 2). Из полученных данных видно, что образцы ДТ соответствуют нормативным требованиям.

 

Таблица 1

Результаты испытаний лабораторного образца ДТЛ

Показатели

Нормы по

 КС

Значения показателя

ДТЛ

ДТЛ +  ЛГКК

Плотность при 20°С, кг/м3

не более 860,0

851,7

855,3

Цетановое число

не менее 45

49

48

Массовая доля серы, %

не более 0,500

0,35

0,38

Массовая доля меркаптановой серы, %

не более 0,0250

0,0020

0,0023

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 61,0

79

83

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2

не выше 6,300

5,751

5,840

Йодное число, г йода на 100 г топлива

не более 6,0

1.7

1.2

Коксуемость 10 %-го остатка, %

не более 0,20

0.04

0.04

Предельная температура фильтруемости, °С

не выше -5

-8

-7

Температура застывания, °С

не выше -10

-17

-12

Температура помутнения, °С

не выше -5

-6

-5

50 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 290

284

285

95 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 365

350

354

Цвет в ед. ЦНТ

не более 2,0

0,5

0,5

 

Таблица 2

Результаты испытаний лабораторного образца ДТЗ

Показатели

Норма по

 ГОСТ 305

Значения показателя

ДТЗ

ДТЗ + ЛГКК

Плотность при 15°С, кг/м3

не более 843,4

826,1

827,3

Цетановое число

не менее 45

47

46

Массовая доля серы, %

не более 0.2

0,15

0,20

Массовая доля меркаптановой серы, %

Не более 0,01

0,0018

0,0023

Массовая доля воды, мг/кг

не более 200

47

73

Температура вспышки в закрытом тигле, °С

не ниже 40

43

46

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2

1,8-5,0

2,492

2,387

Йодное число, г йода на 100 г жидкости

не более 6

0,7

1,0

Коксуемость 10 %-го остатка, %

не более 0,20

0,04

0,05

Предельная температура фильтруемости, °С

не выше -25

-36

-36

50 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 280

232

229

95 % об. перегоняется при температуре, °С

не выше 360

300

293

Цвет в ед. ЦНТ

не норм.

0

0,5

Проведенные исследования показали высокую химическую стабильность образцов ДТ, изменение цвета ДТ после хранения в течение 60 суток составило 1,0 ед. ЦНТ.

Список литературы

1. Ахметов, А.С. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. – Уфа: Гилем, 2002. – 672 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?