В работе представлены результаты исследований по оценке возможности вовлечения легкого газойля каталитического крекинга в производство товарных дизельных топлив на основе среднедистиллятных фракций первичной переработки нефти
дизельное топливо, прямогонные дизельные фракции, легкий газойль каталитического крекинга
Дизельные топлива (ДТ) с повышенным содержанием серы производят по ГОСТ 305 и экспортным спецификациям. В настоящее время в основном производят два вида ДТ: зимнее (ДТЗ) с содержанием серы до 0,2 % мас. и летнее (ДТЛ) с содержанием серы до 0,5 % мас. Данные виды топлив производят путем смешения прямогонных дизельных фракций атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти [1]. Утяжеленные среднедистиллятные фракции вторичных процессов нефтепереработки не вовлекаются в производство ДТ из-за их специфического качества.
В данной работе изучена возможность вовлечения легкого газойля каталитического крекинга (ЛГКК) в производство вышеуказанных видов ДТ. ЛГКК представляет собой среднедистиллятную фракцию с интервалом кипения 180-360°С, которая характеризуется высокой плотностью (до 950 кг/м3), повышенным содержанием серы (до 1,4 % мас.) и ароматических углеводородов (до 80 % мас.)
На основании анализа статистических данных критических показателей качества расчётным путем определили долю вовлечения ЛГКК в ДТ – до 3 % мас. Приготовленные лабораторные образцы ДТЗ и ДТЛ с вовлечением ЛГКК были испытаны по основным критическим показателям на соответствие нормативной документации (таблицы 1, 2). Из полученных данных видно, что образцы ДТ соответствуют нормативным требованиям.
Таблица 1
Результаты испытаний лабораторного образца ДТЛ
Показатели |
Нормы по КС |
Значения показателя |
|
ДТЛ |
ДТЛ + ЛГКК |
||
Плотность при 20°С, кг/м3 |
не более 860,0 |
851,7 |
855,3 |
Цетановое число |
не менее 45 |
49 |
48 |
Массовая доля серы, % |
не более 0,500 |
0,35 |
0,38 |
Массовая доля меркаптановой серы, % |
не более 0,0250 |
0,0020 |
0,0023 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
не ниже 61,0 |
79 |
83 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с |
не выше 6,300 |
5,751 |
5,840 |
Йодное число, г йода на 100 г топлива |
не более 6,0 |
1.7 |
1.2 |
Коксуемость 10 %-го остатка, % |
не более 0,20 |
0.04 |
0.04 |
Предельная температура фильтруемости, °С |
не выше -5 |
-8 |
-7 |
Температура застывания, °С |
не выше -10 |
-17 |
-12 |
Температура помутнения, °С |
не выше -5 |
-6 |
-5 |
50 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 290 |
284 |
285 |
95 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 365 |
350 |
354 |
Цвет в ед. ЦНТ |
не более 2,0 |
0,5 |
0,5 |
Таблица 2
Результаты испытаний лабораторного образца ДТЗ
Показатели |
Норма по ГОСТ 305 |
Значения показателя |
|
ДТЗ |
ДТЗ + ЛГКК |
||
Плотность при 15°С, кг/м3 |
не более 843,4 |
826,1 |
827,3 |
Цетановое число |
не менее 45 |
47 |
46 |
Массовая доля серы, % |
не более 0.2 |
0,15 |
0,20 |
Массовая доля меркаптановой серы, % |
Не более 0,01 |
0,0018 |
0,0023 |
Массовая доля воды, мг/кг |
не более 200 |
47 |
73 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
не ниже 40 |
43 |
46 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с |
1,8-5,0 |
2,492 |
2,387 |
Йодное число, г йода на 100 г жидкости |
не более 6 |
0,7 |
1,0 |
Коксуемость 10 %-го остатка, % |
не более 0,20 |
0,04 |
0,05 |
Предельная температура фильтруемости, °С |
не выше -25 |
-36 |
-36 |
50 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 280 |
232 |
229 |
95 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 360 |
300 |
293 |
Цвет в ед. ЦНТ |
не норм. |
0 |
0,5 |
Проведенные исследования показали высокую химическую стабильность образцов ДТ, изменение цвета ДТ после хранения в течение 60 суток составило 1,0 ед. ЦНТ.
1. Ахметов, А.С. Технология глубокой переработки нефти и газа: Учебное пособие для вузов. – Уфа: Гилем, 2002. – 672 с.