The paper presents the results of research to assess the possibility of involving light gas oil from catalytic cracking in the production of commercial diesel fuels based on medium distillate fractions of primary oil refining
diesel fuel, straight-run diesel fractions, light catalytic cracking gas oil
Дизельные топлива (ДТ) с повышенным содержанием серы производят по ГОСТ 305 и экспортным спецификациям. В настоящее время в основном производят два вида ДТ: зимнее (ДТЗ) с содержанием серы до 0,2 % мас. и летнее (ДТЛ) с содержанием серы до 0,5 % мас. Данные виды топлив производят путем смешения прямогонных дизельных фракций атмосферного и вакуумного блоков установок первичной переработки нефти [1]. Утяжеленные среднедистиллятные фракции вторичных процессов нефтепереработки не вовлекаются в производство ДТ из-за их специфического качества.
В данной работе изучена возможность вовлечения легкого газойля каталитического крекинга (ЛГКК) в производство вышеуказанных видов ДТ. ЛГКК представляет собой среднедистиллятную фракцию с интервалом кипения 180-360°С, которая характеризуется высокой плотностью (до 950 кг/м3), повышенным содержанием серы (до 1,4 % мас.) и ароматических углеводородов (до 80 % мас.)
На основании анализа статистических данных критических показателей качества расчётным путем определили долю вовлечения ЛГКК в ДТ – до 3 % мас. Приготовленные лабораторные образцы ДТЗ и ДТЛ с вовлечением ЛГКК были испытаны по основным критическим показателям на соответствие нормативной документации (таблицы 1, 2). Из полученных данных видно, что образцы ДТ соответствуют нормативным требованиям.
Таблица 1
Результаты испытаний лабораторного образца ДТЛ
Показатели |
Нормы по КС |
Значения показателя |
|
ДТЛ |
ДТЛ + ЛГКК |
||
Плотность при 20°С, кг/м3 |
не более 860,0 |
851,7 |
855,3 |
Цетановое число |
не менее 45 |
49 |
48 |
Массовая доля серы, % |
не более 0,500 |
0,35 |
0,38 |
Массовая доля меркаптановой серы, % |
не более 0,0250 |
0,0020 |
0,0023 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
не ниже 61,0 |
79 |
83 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с |
не выше 6,300 |
5,751 |
5,840 |
Йодное число, г йода на 100 г топлива |
не более 6,0 |
1.7 |
1.2 |
Коксуемость 10 %-го остатка, % |
не более 0,20 |
0.04 |
0.04 |
Предельная температура фильтруемости, °С |
не выше -5 |
-8 |
-7 |
Температура застывания, °С |
не выше -10 |
-17 |
-12 |
Температура помутнения, °С |
не выше -5 |
-6 |
-5 |
50 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 290 |
284 |
285 |
95 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 365 |
350 |
354 |
Цвет в ед. ЦНТ |
не более 2,0 |
0,5 |
0,5 |
Таблица 2
Результаты испытаний лабораторного образца ДТЗ
Показатели |
Норма по ГОСТ 305 |
Значения показателя |
|
ДТЗ |
ДТЗ + ЛГКК |
||
Плотность при 15°С, кг/м3 |
не более 843,4 |
826,1 |
827,3 |
Цетановое число |
не менее 45 |
47 |
46 |
Массовая доля серы, % |
не более 0.2 |
0,15 |
0,20 |
Массовая доля меркаптановой серы, % |
Не более 0,01 |
0,0018 |
0,0023 |
Массовая доля воды, мг/кг |
не более 200 |
47 |
73 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С |
не ниже 40 |
43 |
46 |
Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с |
1,8-5,0 |
2,492 |
2,387 |
Йодное число, г йода на 100 г жидкости |
не более 6 |
0,7 |
1,0 |
Коксуемость 10 %-го остатка, % |
не более 0,20 |
0,04 |
0,05 |
Предельная температура фильтруемости, °С |
не выше -25 |
-36 |
-36 |
50 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 280 |
232 |
229 |
95 % об. перегоняется при температуре, °С |
не выше 360 |
300 |
293 |
Цвет в ед. ЦНТ |
не норм. |
0 |
0,5 |
Проведенные исследования показали высокую химическую стабильность образцов ДТ, изменение цвета ДТ после хранения в течение 60 суток составило 1,0 ед. ЦНТ.
1. Ahmetov, A.S. Tehnologiya glubokoy pererabotki nefti i gaza: Uchebnoe posobie dlya vuzov. – Ufa: Gilem, 2002. – 672 s.