Россия
В работе рассмотрены вопросы проектирования транспортных зон и отражены критерии, кото-рые могут быть учтены при моделировании в зависимости от заложенных в модели ограничений
транспортные зоны, критерии, моделирование транспортного спроса
Обзор процедур проектирования транспортных зон в процессе решения задачи оценки транспортного спроса на поездки показал, что этому вопросу уделяется относительно мало внимания [1-3]. В лучшем случае выбор и проектирование зон упоминается в транспортном планировании, как набор критериев. Отмечено, что не существует формального метода для руководства проектированием транспортных зон. В таблице 1 приведен сравнительный анализ критериев выбора транспортных зон, и разъяснено их функциональное значение.
Таблица 1
Сравнительный анализ критериев выбора транспортных зон [4]
№ |
Критерий проектирования зоны |
Описание критерия |
1 |
Однородность |
Минимизация внутризональных поездок. Схожие показатели землепользования и социально-экономические характеристики в пределах анализируемой зоны. |
2 |
Смежность |
Пространственно связанные транспортные зоны. |
3 |
Выпуклость и компактность |
Компактная и четко определенная правильная форма транспортных зон. |
4 |
Исключительность |
В процессе моделирования не используется деление на зоны неправильной формы (островки, не замкнутые контуры). |
Окончание таблицы 1
5 |
Совместимость границ транспортной зоны с границами переписи /статистическими границами |
Вложение географии переписи в границы транспортных зон. |
6 |
Совместимость границ с естественными территориальными особенностями |
Учитываются естественные территориальные разделители: железнодорожные пути, водные объекты. |
7 |
Совместимость границ с географией сети |
Производится детализация улично-дорожной сети (количество дорог/транспортных зон). |
8 |
Количество генераций поездок на зону |
Равное количество генераций поездок в анализируемой зоне и установка максимального порога. |
9 |
Число транспортных зон |
Число зон, необходимое для получения географически сбалансированных данных, должно быть определено на основе модели. |
Современная практика не предоставляет надежной методологии для рационализации процесса проектирования зон в аналитической структуре, которая может удовлетворить различные потребности моделирования, что осложняется отсутствием четко определенной концепции. Практически невозможно, чтобы один проект соответствовал всем критериям выбора транспортных зон из-за сложностей, возникающих при применении некоторых ограничений.
1. Шаров, М. И. Влияние транспортного зонирования на функционирование маршрутной сети города / М. И. Шаров, О. А. Лебедева // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2019. № 2 (62). С. 196-202.
2. Лебедева, О. А. Вопросы функционирования городского пассажирского транспорта / О. А. Лебедева // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2013. Т. 1. С. 40.
3. Лебедева, О. А. Анализ проектирования транспортных зон на основе моделирования сети / О. А. Лебедева // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2019. № 13. С. 172-177.
4. Riad, M. Challenges and opportunities in applying high-fidelity travel de-mand model for improved network‐wide traffic estimation: a review and discussion / M. Riad, Zh. Ming // The Open Transportation Journal. 2014. Vol. 8. pp. 1-18.