Рассматривается история областного олимпиадного движения по высшей математике на базе Иркутского государственного университета путей сообщения и участие в ней студентов АнГТУ
областная олимпиада, высшая математика
Между двух прекрасных сибирских рек – Ангары и Китоя – находится город большой химии, город Ангарск, в котором имеется высшее учебное заведение – Ангарский государственный технический университет, где готовят специалистов для градообразующих предприятий – нефтеперерабатывающего и электролизного комбинатов. Наши выпускники занимают руководящие должности, являются высококлассными специалистами, вносят множество рациональных предложений, участвуют в научно-производственных конференциях корпораций. Очевидно, что столь высокие достижения наших выпускников являются результатом их успешного обучения в вузе.
Как правило, именно студенты, проявляющие себя уже на студенческой скамье, приковывают к себе внимание потенциальных работодателей. Но не только освоение основных профессиональных дисциплин определяет компетентность будущего специалиста, но и такие качества, как умение нестандартно мыслить, смелость и ответственность в принятии решений при столкновении с необычными ситуациями на производстве [1]. А вот эти качества очень сильно развиваются при решении олимпиадных задач, в том числе по высшей математике. Поэтому в вузе всегда проводились внутренние олимпиады по высшей математике, а с 1993 года на базе Иркутского государственного университета путей сообщения была организована областная олимпиада по высшей математике.
Иркутск – областная столица, в нем есть очень крупные вузы – научно-исследовательский технический университет, университет путей сообщения, государственный университет с физическим и математическим факультетами, филиал института гражданской авиации. Они значительно превосходят наш вуз по количеству студентов, по объему материальной базы, по возможностям отбора абитуриентов и по многим другим параметрам. Тем не менее участие нашего вуза в областной олимпиаде по высшей математике показало, что сила действительно не в количестве, а в умении. Если проанализировать результаты областных олимпиад по высшей математике, то мы увидим, что студенты нашего вуза уверенно занимали призовые места в личном и командном первенствах, начиная с первого года проведения областной олимпиады. При этом в областных олимпиадах участвовало до 15 вузов, включая филиалы ИрГУПСа в Красноярске, Улан-Уде, Чите. Вот некоторые результаты первых лет: 1993 г. – 1-ая областная олимпиада, 3 место – Платонова Ю.Б. (2 курс); 1994 г. – 1 место – Чечулин О.П. (1 к.), 2 место – Раднаев З.Б. (1 к.); 1995 г., 3 место – Федун Н.Ф. (1 к.); 1997 г.,1 место – Свидинский Н.В. (1 к.); 1998 г.,1 место – Глазков Д.Г. (1 к.), 1 место – Свидинский Н.В. (2 к.); 1999 г.,1 место – Онбоев А.Е. (1к.), 2 место – Чернецкий Е.А. (2 к.), Глазков Д.Г. (2 к.); 2000 г., 2 место – Бедов А.Л. (2 к.); 2001 г., 3 место – Бедов А.Л. (2 к.).
На юбилейной, 25 областной олимпиаде, наш вуз занял 2-ое место в личном (Сморчков В.В) и командном первенстве по 2 курсу, подвинув крупные иркутские вузы. А в 2021 году наш вуз удостоился четырех дипломов за личные (Леб М.С., 1 к., Уваров А.А., 2 к.) и командные первенства, а в 2022 году – уже пяти дипломов (Петрушин Г.А., 1 к., Леб.М.С.,2 к.). При этом количество участников-вузов было не менее десяти, а участников – не менее пятидесяти человек. О чем говорят эти успехи? А они говорят о том, что в нашем техническом университете подобран коллектив преподавателей-профессионалов, преданных своему делу, вкладывающему все свои знания, умения, силы в подготовку специалистов для нашего города и нашей страны. Конечно, в этом, несомненно, есть вклад и наших доблестных учителей, прививших своим ученикам умение учиться, тягу к знаниям, ответственность, все те качества, которые позволили им в дальнейшем стать одними из лучших студентов, а затем и профессиональными специалистами.
К сожалению, в последние годы уровень подготовки наших студентов значительно снизился по разным причинам: это и проблемы с набором, когда абитуриенты могут спокойно поступить на бюджетные места в вузы Иркутска; и уменьшение числа выпускников, сдающих профильную математику и физику, необходимых для поступления на инженерно-технические специальности; и определенная демографическая яма. Но тем не менее есть студенты, желающие участвовать в олимпиадах по высшей математике и понимающие, что это способ самовыражения и самореализации, позволяющий значительно расширить свой кругозор, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. Олимпиады позволяют студентам проверить и критически оценить свои знания и способности. При этом студенты понимают, что участие и успех в олимпиадах повышает престиж вуза, в котором они учатся.
1. Мусева Т.Н., Асламова В.С. Высшая математика в технических вузах с учетом направления подготовки // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета, 2023. № 1. – С. 464-468.