с 01.01.2009 по настоящее время
Ангарск, Иркутская область, Россия
Рассматриваются изменения в системе воспитания и образования в России, связанные с пере-ходом от коллективных форм обучения и развития к современным вызовам, обусловленным цифровизацией и клиповым мышлением. Анализируются последствия снижения когнитивных функций обучающихся, а также предлагаются пути решения проблем, связанных с низкой мотивацией и недостатком практических навыков
когнитивный, практические навыки, самостоятельность, обучающийся, образовательный процесс
Несколько десятилетий назад в России активно развивались спортивные секции, кружки по интересам и трудовые практики, которые способствовали формированию у молодёжи практических навыков и социальной адаптации. Такие формы воспитания, как школьные площадки, трудовые отработки и кружки юных радиолюбителей, развивали самостоятельность, критическое мышление и профессиональные качества. Современная система образования сталкивается с новыми вызовами, такими как клиповое мышление, снижение мотивации и когнитивных функций обучающихся.
Коллективные формы воспитания, распространённые в прошлом, играли ключевую роль в формировании мировоззрения молодёжи. Через равенство участников, вовлеченность в общие задачи и развитие лидерских качеств у детей формировались навыки самостоятельности, ответственности и умения работать в команде. Практические занятия, такие как изготовление поделок или настройка радиоприёмников, способствовали развитию творческого потенциала и профессиональных навыков.
Сегодня наблюдается снижение уровня когнитивных функций обучающихся, что проявляется в неспособности анализировать информацию, решать задачи и определять свои жизненные цели. Одной из причин является клиповое мышление, которое, с одной стороны, упрощает восприятие сложных процессов через визуализацию, а с другой – приводит к поверхностному усвоению информации и уходу от реальности. Виртуальная среда становится для молодёжи альтернативой реальному миру, где они могут контролировать события, не прикладывая значительных усилий.
Современная система образования, ориентированная на формальные показатели эффективности, часто игнорирует реальные потребности обучающихся. Бюрократизация образовательного процесса, выполнение домашних заданий родителями и отсутствие практических навыков приводят к снижению мотивации и неспособности учащихся к самостоятельной деятельности. Это особенно заметно в таких аспектах, как глубина понимания, ассоциативное мышление и способность к прогнозированию.
Для решения указанных проблем авторы предлагают внедрение в образовательные программы обязательных практических занятий, направленных на развитие ручного мастерства и профессиональных навыков. Это позволит не только повысить мотивацию обучающихся, но и сформировать у них критическое мышление и способность к самостоятельной деятельности. Особое внимание следует уделить развитию творческого потенциала и снижению стрессовой нагрузки, связанной с подготовкой к стандартизированным экзаменам.
Современная система образования требует пересмотра подходов к обучению и воспитанию. Возвращение к практико-ориентированным методам, развитие самостоятельности и критического мышления помогут преодолеть вызовы, связанные с цифровизацией и клиповым мышлением. Это особенно важно в условиях, когда молодое поколение сталкивается с огромным объёмом информации и необходимостью адаптации к быстро меняющемуся миру.
1. Пудалов, А. Д. Ручное мастерство как важный элемент развития профессиональных качеств обучающихся / Воронова Т. С., Мазур В. Г. // Сборник научных трудов АнГТУ. – Ангарск : Издательство АнГТУ, 2023. – С. 441–447.