В работе рассмотрен вопрос формирования законодательной базы Российской Федерации по развитию сектора креативных (творческих) индустрий и разработке мер государственной поддержки, стимулирующих рост и развитие данного сектора экономики
креативные (творческие) индустрии, законодательство в сфере креативных (творческих) индустрий, государственная поддержки креативных (творческих) индустрий
Креативные индустрии – это один из факторов устойчивого экономического развития городов, и в настоящее время является динамично развивающимся сектором на мировом рынке. Креативные индустрии были впервые заявлены в качестве факторов устойчивого развития на международной арене в 2015 г.
В ряде стран креативные индустрии составляют более 10% валового внутреннего продукта. В России креативный сектор, по данным Министерства экономического развития РФ, составляет 3,5% [1].
Креативные индустрии развивают творческий потенциал населения, формируют новые кластеры смежных индустрий. Также креативные направления способствуют сохранению и развитию культурных и духовных ценностей человечества, что позволяет положительно влиять на качество жизни населения.
5 февраля 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 330 от 08.08.2024 г. «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (далее – Закон), который определяет основы правового регулирования организации и развития в РФ креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики и устанавливает условия деятельности и государственной поддержки в сфере креативных (творческих) индустрий [2].
В целях стимулирования развития креативных (творческих) индустрий на территории РФ в Законе определены меры государственной поддержки данного сектора.
К ним относятся: финансовая, имущественная, образовательная, информационная и иная поддержка субъектов креативных индустрий, которые способствуют укреплению общероссийской гражданской идентичности (в т. ч. на основе региональных особенностей и народных традиций соответствующей территории), развитию национальной культуры и экономики, популяризации науки и культуры, продвижению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Субъекты креативных (творческих) индустрий вправе использовать имеющиеся меры государственной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых в случае, если они соответствуют критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства или являются самозанятыми.
Субъекты креативных (творческих) индустрий могут быть признаны социальными предпринимателями в случае, если они подтвердят статус социального предпринимателя, и имеют возможность воспользоваться мерами государственной поддержки, предусмотренными для социальных предпринимателей.
Таким образом, в России сформировался достаточно высокий спрос среди населения на креативные товары и услуги, организацию отдыха и культурные мероприятия, предъявляющие новые требования к обновлению инфраструктуры, которая должна отвечать современным тенденциям.
Формирование благоприятной среды, способствующей развитию креативных индустрий, сохранению культурного наследия, обеспеченность культурной инфраструктурой представляют способ достижения целей в области устойчивого развития, включая качество человеческого капитала.
Формирование законодательной базы позволяет стимулировать рост числа участников креативного сектора и расширение направлений деятельности в сфере творческих инициатив.
1. Минэкономразвития займется «креативом» в экономике. – Текст: электронный // Экономика. – 2024. – 17 октября. – URL: https://www.rbc.ru/economics/17/10/2024/671096fc9a7947f95661603c (дата обращения: 17.02.2025).
2. Российская Федерация. Законы. О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ: федерал. закон № 330-ФЗ: от 08.08.2024 [принят Государственной Думой 30 июля 2024: одобрен Советом Федерации 02 августа 2024]. – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482580 (дата обращения: 17.02.2025).