В данной работе рассматривается приоритетная, по мнению автора, роль правового воспитания в формировании высоконравственной личности в контексте нравственного оздоровления всего российского общества. Предложены пути систематического и целенаправленного воздействия на развитие личности в части формирования правовых норм, которые позволят возродить и укрепить нравственность граждан страны
нравственность, правовое образование, правовое воспитание, правовая культура, нравственная культура
Формирование высоконравственного гражданского общества в настоящее время является приоритетной задачей российского государства, о чем заявлено в Указе Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Считаем необходимым рассмотрение правового образования населения, как неотъемлемой части процесса возрождения и укрепления нравственности. При этом нравственность понимаем, как совокупность качеств и свойств, присущих личности, таких, как честность, дисциплинированность, ответственность. Этому способствует тот факт, что правовое образование диктует необходимость воспитывать у граждан чувство собственного достоинства и уважения его в других людях. Уважение достоинства личности не дань приличию, а сила, которая повышает нравственный потенциал человека и всего общества в целом [1].
Как отмечает Мельникова О.В., правовое воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на правосознание граждан, который способствует повышению нравственно-правовых ценностей, развитию правовой грамотности населения, формированию уважительного отношения к законам и государственным органам [2].
При этом правовое воспитание и образование, по нашему мнению, должно быть направлено в первую очередь не на изучение теоретических основ права и приобретения в дальнейшем приобретённых навыков правоприменения, а прежде всего на:
- развитие чувства бережного отношения к себе и другим членам общества через уважение своих и сторонних законных интересов;
- изучение особенностей и принципов различных правовых семей в мировом сообществе, как условия формирования либо закрепления чувства уважения к другим народам, культурам, религиям, формирования культуры межнационального общения;
- усиление гуманистического ценностного приоритета;
- приобретение способности оценивать современные реалии через принцип главенствования закона и справедливости;
- воспитание стойкого неприятия коррупции и всех форм ее проявления;
- формирование ответственного поведения, включая воспитание безусловного принятия факта неизбежности наказания за содеянное правонарушение;
- укрепление активной жизненной позиции к антиобщественным проявлениям, готовность быть на стороне закона.
Только систематическое и целенаправленное воздействие на развитие личности в части освоения моральных и правовых норм со стороны всех институтов социального воспитания при взаимодействии с эстетическим, научным, трудовым, политическим и другими видами воспитания позволит обществу в целом нравственно эволюционировать.
1. Гасанов Н. Н., Даибов Ю. Х., Магаррамов М. Д. О нравственном и правовом воспитании / Н. Н. Гасанов, Ю. Х. Даибов, М. Д. Магаррамов. –Текст: электронный // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – №3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nravstvennom-i-pravovom-vospitanii (дата обра-щения: 08.02.2025).
2. Мельникова О. В. Современная государственная политика России в сфере повышения уровня правосознания и правовой культуры молодежи/ О. В. Мельникова. – Текст: электронный // Право и государство: теория и практика. – 2021. – №11 (203). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-gosudarstvennaya-politika-rossii-v-sfere-povysheniya-urovnya-pravosoznaniya-i-pravovoy-kultury-molodezhi (дата обращения: 08.02.2025).
3. Фокина Л. В. Инновационные методы преподавания права / Л. В. Фокина. – Текст: электронный // МНКО. – 2014. – №3 (46). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-prepodavanie-prava (дата обращения: 07.02.2025).