ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проводится исследование в области развития внимания, как базовой функции, влияю-щей на протекание латентного периода психомоторики, развитие сложной реакции и качества скоростных действий в волейболе. Внимание, интегрированное через сложную реакцию выбора, можно развивать путем запоминания отработанных шаблонов, и опыт здесь имеет принципиальное значение. Наблюдая за ситуацией и действиями противника, спортсмен должен уметь прогнозировать по начальным признакам биомеханики движений противника, по отработанным тактическим шаблонам следующие действия, ведущие к атаке, для своевременных ответных действий. Внимание – это умение, которое складывается у спортсменов на основе анализа разнообразных ситуаций собственного опыта. Выработка тонко дифференцированного направленного внимания является важнейшим условием успешной реализации спортсменом физического и психологического участия в соревнованиях

Ключевые слова:
внимание, метод спортивной тренировки, сложная реакция, волейбол
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Выработка тонко дифференцированного направленного внимания является важнейшим условием успешной реализации спортсменом физического и психологического участия в соревнованиях [1, 2]. При рассмотрении не простой сенсорной реакции, а более сложной, с возможностью выбора последующего действия, скорость отклика может варьироваться в зависимости от опыта спортсмена, его психомоторных способностей [5]. Таким образом, можно выделить два важных фактора, влияющих на скорость протекания латентного периода:

- имеется опыт подобных действий, ответные противодействия имеют шаблонный вид;

- спортсмен умеет концентрировать «внимание» и проявлять способность прогнозировать действия противника.

Развитие таких способностей возможно лишь у спортсменов, имеющих опыт, что относится больше к профессиональным навыкам [4]. В связи с этими факторами можно допустить, что развитие способностей (заострение внимания) и вследствие этого сокращение латентного периода возможно путем разработки методических упражнений на сложную реакцию [3], формирование шаблонных образов решений психологической подготовки.

На рисунке 1 изображен график, где Т – время латентного периода, V – скорость протекания, Vₒ - скорость реакции мышечного отклика на стимул, S – расстояние протекания импульса (период), ∆Т – изменение времени в латентном периоде, ∆V – изменение скорости протекания реакции в латентном периоде.

 

Т=fV ₒ+ ∆ V-f(V ₒ)

Внимание и его развитие, как составляющая часть психомоторного акта спортсмена, влияет на конечный результат. Изучение и разработка методик, направленных на тестирование и развитие «внимания», как отдельного качества, интегрированного через сложную реакцию выбора, откроет возможность совершенствования нового направления спортивной тренировки.

Список литературы

1. Ильин, Е.П.  Психомоторная организация человека.  –  СПб: Питер, 2003.  –  384 с.

2. Озеров, В.П. Психомоторная способность человека / В. П. Озеров. – Дубна: Феникс, 2005. –  320 с.

3. Компьютерная программа: «Reaction Time Indicator». – Краснодар, 2017. – № 10 (152).

4. Сурков, Е.Н. Психомоторика спортсмена.  М.:  ФиС, 1984.  –  126 с.

5. Клещев, Ю.Н., Марков, К.К. Волейбол. Книга тренера. Часть вторая. – Иркутск: ИрИИТ, 2000. – 168 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?