Ангарск, Россия
В статье проводится исследование в области развития внимания, как базовой функции, влияю-щей на протекание латентного периода психомоторики, развитие сложной реакции и качества скоростных действий в волейболе. Внимание, интегрированное через сложную реакцию выбора, можно развивать путем запоминания отработанных шаблонов, и опыт здесь имеет принципиальное значение. Наблюдая за ситуацией и действиями противника, спортсмен должен уметь прогнозировать по начальным признакам биомеханики движений противника, по отработанным тактическим шаблонам следующие действия, ведущие к атаке, для своевременных ответных действий. Внимание – это умение, которое складывается у спортсменов на основе анализа разнообразных ситуаций собственного опыта. Выработка тонко дифференцированного направленного внимания является важнейшим условием успешной реализации спортсменом физического и психологического участия в соревнованиях
внимание, метод спортивной тренировки, сложная реакция, волейбол
Выработка тонко дифференцированного направленного внимания является важнейшим условием успешной реализации спортсменом физического и психологического участия в соревнованиях [1, 2]. При рассмотрении не простой сенсорной реакции, а более сложной, с возможностью выбора последующего действия, скорость отклика может варьироваться в зависимости от опыта спортсмена, его психомоторных способностей [5]. Таким образом, можно выделить два важных фактора, влияющих на скорость протекания латентного периода:
- имеется опыт подобных действий, ответные противодействия имеют шаблонный вид;
- спортсмен умеет концентрировать «внимание» и проявлять способность прогнозировать действия противника.
Развитие таких способностей возможно лишь у спортсменов, имеющих опыт, что относится больше к профессиональным навыкам [4]. В связи с этими факторами можно допустить, что развитие способностей (заострение внимания) и вследствие этого сокращение латентного периода возможно путем разработки методических упражнений на сложную реакцию [3], формирование шаблонных образов решений психологической подготовки.
На рисунке 1 изображен график, где Т – время латентного периода, V – скорость протекания, Vₒ - скорость реакции мышечного отклика на стимул, S – расстояние протекания импульса (период), ∆Т – изменение времени в латентном периоде, ∆V – изменение скорости протекания реакции в латентном периоде.
Внимание и его развитие, как составляющая часть психомоторного акта спортсмена, влияет на конечный результат. Изучение и разработка методик, направленных на тестирование и развитие «внимания», как отдельного качества, интегрированного через сложную реакцию выбора, откроет возможность совершенствования нового направления спортивной тренировки.
1. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб: Питер, 2003. – 384 с.
2. Озеров, В.П. Психомоторная способность человека / В. П. Озеров. – Дубна: Феникс, 2005. – 320 с.
3. Компьютерная программа: «Reaction Time Indicator». – Краснодар, 2017. – № 10 (152).
4. Сурков, Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: ФиС, 1984. – 126 с.
5. Клещев, Ю.Н., Марков, К.К. Волейбол. Книга тренера. Часть вторая. – Иркутск: ИрИИТ, 2000. – 168 с.