Ангарск, Россия
Блок является наиболее сложным техническим элементом в специализации «Волейбол», от выполнения которого и точного попадания в заданные временные, пространственные и силовые параметры зависит итоговый соревновательный результат. Методика совершенствования эффективности блокирующих действий состоит из тестов и проб для оценки психомоторных характеристик, метода оценки игрового действия, приближенного к соревновательному, развивающих упражнений. Эти упражнения разработаны и селективно подобранны по критерию сенситивного восприятия и доступности применения на практике
волейбол, блокирующие действия, психомоторные способности, врожденные задатки, различительная чувствительность движений
Определяющими характеристиками в результативной постановке блока являются его своевременность и точность. Врожденные задатки, характеризующие психомоторные реакции человека и степень их развития, оказывают влияние на качество выполнения сложно координационных элементов в специализации. Метод, совершенствующий эффективность блокирующего действия через психомоторные способности, имеет научную новизну и может обеспечить надежный и доступный способ спортивной тренировки игроков и вследствие этого более результативное противостояние атакам противника в соревновательном процессе. Волейболист для выполнения сложного игрового действия учитывает время полета мяча, продолжительность собственных движений, сопоставляя пространственные ориентиры в процессе его выполнения. Не программируемые и не позволяющие оценивать во время игры ситуационные процессы корректируются за счет психомоторных характеристик, трактуемых как различительная чувствительность параметров собственных движений. Общая РЧД – это перцептивная психомоторная характеристика спортсмена, имеющая врожденный верхний и нижний порог развития. Она является фактором, определяющим индивидуальные способности воспроизводить с помощью анализаторов первичные стимулы, обрабатывать полученную информацию и моментально принимать решение, точно и с оптимальным ритмом завершать двигательные технически направленные действия.
Таким образом, можно констатировать, что блокирующие действия в волейболе возможно результативно развивать, используя психомоторные способности:
• способность быстро формировать ответные действия на движущийся объект;
• способность выполнять сложно-координационные элементы;
• способность определения пространственного движения объектов;
• способность к точному восприятию коротких временных отрезков;
• способность точно распределять мышечные усилия.
Таблица 1
Результаты оценки блокирующих действий
|
Кол-во |
Среднее из 45 |
Сумма выборки |
Me (25; 75) |
U |
Р |
КГ |
37 |
8,081 |
793,5 |
8 (7; 9,5) |
90.5 |
P<0,01 |
ЭГ |
35 |
13,91 |
1834,5 |
14 (9,5; 17) |
Анализируя проявленные психомоторные свойства волейболистов при выполнении блокирующего действия, можно констатировать, что наибольшее влияние на их точность и результативность оказывает врожденная способность РЧД спортсменов.
1. Губа, В. П. Волейбол: основы подготовки, тренировки, судейства: мо-нография / В. П. Губа, Л. В. Булыкина, П. В. Пустошило. – М.: Спорт, 2019. – 192 c.
2. Губарева, Н. В. Основные аспекты при коррекции техники блокирова-ния в процессе соревновательной деятельности юных волейболистов / Н. В. Губарева, Ю. Н. Эртман, Е. Ю. Ковыршина, Л. Г. Баймакова // Ученые записки университета им. Лесгафта. – 2018 – № 11 (165). – С. 73–76.
3. Марков, К. К. Экспериментальные исследования совершенствования психомоторных качеств игроков в современном волейболе / К. К. Марков, О.О. Николаева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 2. – С. 142-143.
4. Ржанов, А. А. Методика развития психомоторных компонентов ловко-сти юных волейболистов / А. А. Ржанов // Научный журнал «Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева». – 2020. – № 3 (53). - С. 210-217.