Irkutsk region, Russian Federation
Not only the traditional functions of the library are considered, but also the integrative function associated with the formation of a digital microenvironment in the information and educational environment of the university
university library functions, integrative function, digitalization of the educational process, information and educational environment, digital microenvironment
Мы живем в стремительно изменяющемся мире, когда речь идет уже не об информатизации, а о цифровизации жизненного пространства.
Библиотека, в том числе вузовская, не может функционировать изолированно. Конечно, библиотеке вуза сложно стать общественно-культурным центром, так как основные ее функции связаны с образовательным процессом.Традиционно библиотека выполняет следующие функции:
- кумулятивную. Для количественного и качественного формирования фонда библиотеки вуза используются планы комплектования, учитывающие специфику образовательных программ дисциплин, учебные планы, количественный состав обучающихся.
- селективную. Благодаря качественному отбору документов библиотека помогает субъектам информационно-образовательного пространства вуза получить и освоить максимально соответствующие ФГОС ВО документы.
- трансляционную, которая связана с распространением документальной информации в информационно-образовательном пространстве вуза.
- навигационную. Библиотека с ее совершенным справочно-библиографическим аппаратом помогает субъектам ориентироваться в потоке информации.
Выделяется еще и интегративная функция, которая чаще всего была реализована в процессе функционирования МБА.
Вузовская библиотека является ядром информационно-образовательного пространства вуза, она должна органично вписываться в образовательную структуру, так как активно участвует в формировании цифровой микросреды – информационно-образовательной среды в границах вуза.
Интегративная функция связана с объединением информационного пространства вуза с глобальным информационным пространством. Исходя из этого, цель библиотеки сегодня – интегрировать образовательные информационные ресурсы в информационно-образовательное пространство, сделав их доступными и для внутреннего, и для внешнего пользователя (субъекта). Современная библиотека вуза помимо традиционных источников информации, традиционного СБА (справочно-библиографического аппарата), представленного бумажными каталогами и картотеками, обязательно имеет электронные базы данных (электронный каталог, электронные картотеки), размещенные на сайте библиотеки или вуза, ЭБС вуза, доступ к сторонней ЭБС, соответствующей специфике учебного заведения.
Именно в целях улучшения качества информационно-образовательной среды необходимо тесное сотрудничество библиотеки со всеми структурными подразделениями: учебной частью, деканатами, кафедрами.
1. Berestova, T. F. Metadannye i bibliograficheskaya informaciya kak informacionnye resursy (sreda bytovaniya, svoystva, funkcii, definicii). Stat'ya 1. / T. F. Berestova // Bibliografiya. - 2017. - № 2. - S. 18 - 27.
2. Mihaylova, A. V. Integrativnaya funkciya vuzovskoy biblioteki: formy realizacii vo vneshnem informacionno-obrazovatel'nom prostranst-ve / A. V. Mihaylova // Bibliosfera. - 2017. - № 1. - S. 46.
3. Mihaylova, A. V. Analiz veb-stranic bibliotek institutov kul'tu-ry kak instrumenta realizacii vneshnego napravleniya integracii informa-cionno-obrazovatel'nyh resursov / A. V. Mihaylova // Vestnik kul'tury i is-kusstv. - 2017. - № 3 (51) . - S. 49 - 59.