The description of the conceptual model SHELL, used by Russian Railways to assess the impact of the human factor on the safety of train traffic, is given
human factor, train traffic safety, assessment, factors
Функционирование железнодорожного транспорта – сложнейший процесс, в котором принимает участие человек. В организации движения поездов значение его действий невозможно переоценить. От решений оперативно-диспетчерского персонала во многом зависит эффективность работы станций, железнодорожных участков и транспортных узлов. Поэтому необходимо оценивать факторы, влияющие на качество работы человека на железнодорожном производстве [1, 2].
Сегодня ОАО «РЖД» использует для оценки влияния человеческого фактора на безопасность движения поездов концептуальную модель SHELL [3].
Рассмотрим модель SHELL применительно к профессии дежурного по станции на рисунке 1.
Данная модель включает в себя центральный главный элемент – человека. Человек связан с другими четырьмя элементами: S – программное обеспечение, правила, инструкции и нормативные акты; H – техническое оснащение и средства; E – окружающая среда; L – другие люди. Разделение факторов позволяет более точно оценить степень и причину влияния элементов на возможность возникновения технологических нарушений персоналом.
Сокращения на рисунке 1: ТЧМ – машинисты тягового и нетягового самоходного подвижного состава, ДСП – дежурные по станции, ДНЦ – поездной диспетчер, ДС – начальник станции, ШН – электромеханик СЦБ, ЭЧКМ –электромеханик контактной сети, ПД – дорожный мастер, ДСПО – оператор при дежурном по станции, ДСПП – дежурный по парку, АРМ ДСП – автоматизированное рабочее место дежурного по станции, ПТЭ – правила технической эксплуатации, ТРА – техническо-распорядительный акт [4, 5].
Так действия, дежурного по станции, которые могли бы привести к сходу подвижного состава из-за команды к движению локомотива по неготовому маршруту, возможно предотвратить путем периодических повторений и отработки порядка приготовления маневровых маршрутов на технических занятиях. Данная профилактическая мера является компонентом элемента S. А контроль ТЧМ при восприятии команды и проверки готовности маршрута на путях будет являться взаимодействием дежурного по станции с элементом L [6].
Рисунок 1 – Модель SHELL
Представленная модель помогает оценить риски возникновения нарушений персоналом и улучшает эффективность проведения профилактических мероприятий по неисполнению работниками своих должностных инструкций.
1. Apatcev, V.I. Obespechenie bezopasnosti dvizheniya poezdov na osnove snizheniya vliyaniya chelovecheskogo faktora/ V.I. Apatcev - Tekst: neposredstvennyy // Nauka i tehnika transporta. - 2014. - № 2. - S. 75-78.
2. Zalogova, O.I. Nestandartnye situacii v rabote dezhurnogo po stancii / O.I. Zalogova, M.N. Eremenko. - Tekst: neposredstvennyy // Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona. - 2019. - T. 1. - S. 8-12.
3. STO RZhD 02.039-2011. Chelovecheskie faktory v sisteme upravleniya bezopasnost'yu dvizheniya. - Moskva: OAO «RZhD», 2011. - 19 s.
4. Domozhirova, A.D. Sposob obespecheniya stabil'nosti kursirovaniya kol'cevyh marshrutnyh poezdov / A. D. Domozhirova. - Tekst: neposredstvennyy // Molodezhnaya nauka. - 2021. - S. 51-54.
5. Byshlyago, A.A. Kachestvennaya podgotovka molodyh kadrov kak osnova bezopasnogo dvizheniya poezdov / A.A. Byshlyago, A.V. Dudakova, M.V. Genievskaya. - Tekst: neposredstvennyy // Obrazovanie - nauka - proizvodstvo. - 2018. - S. 207-211.
6. Domozhirova A. D., Upyr' R.Yu. Povyshenie stabil'nosti kursirova-niya kol'cevyh marshrutnyh poezdov. - Tekst: neposredstvennyy // Molodaya nau-ka Sibiri. - 2021. - T. 1. - №. 11. - S. 183-186.