ON THE QUESTION OF ASSESSING THE IMPACT OF THE HUMAN FACTOR ON THE SAFETY OF TRAFFIC TRAFFIC
Abstract and keywords
Abstract (English):
The description of the conceptual model SHELL, used by Russian Railways to assess the impact of the human factor on the safety of train traffic, is given

Keywords:
human factor, train traffic safety, assessment, factors
Text
Publication text (PDF): Read Download

Функционирование железнодорожного транспорта – сложнейший процесс, в котором принимает участие человек. В организации движения поездов значение его действий невозможно переоценить. От решений оперативно-диспетчерского персонала во многом зависит эффективность работы станций, железнодорожных участков и транспортных узлов. Поэтому необходимо оценивать факторы, влияющие на качество работы человека на железнодорожном производстве [1, 2].

Сегодня ОАО «РЖД» использует для оценки влияния человеческого фактора на безопасность движения поездов концептуальную модель SHELL [3].

Рассмотрим модель SHELL применительно к профессии дежурного по станции на рисунке 1.

Данная модель включает в себя центральный главный элемент – человека. Человек связан с другими четырьмя элементами: S – программное обеспечение, правила, инструкции и нормативные акты; H – техническое оснащение и средства; E – окружающая среда; L – другие люди. Разделение факторов позволяет более точно оценить степень и причину влияния элементов на возможность возникновения технологических нарушений персоналом.

Сокращения на рисунке 1: ТЧМ – машинисты тягового и нетягового самоходного подвижного состава, ДСП – дежурные по станции, ДНЦ – поездной диспетчер, ДС – начальник станции, ШН – электромеханик СЦБ, ЭЧКМ –электромеханик контактной сети, ПД – дорожный мастер, ДСПО – оператор при дежурном по станции, ДСПП – дежурный по парку, АРМ ДСП – автоматизированное рабочее место дежурного по станции, ПТЭ – правила технической эксплуатации, ТРА – техническо-распорядительный акт [4, 5].

Так действия, дежурного по станции, которые могли бы привести к сходу подвижного состава из-за команды к движению локомотива по неготовому маршруту, возможно предотвратить путем периодических повторений и отработки порядка приготовления маневровых маршрутов на технических занятиях. Данная профилактическая мера является компонентом элемента S. А контроль ТЧМ при восприятии команды и проверки готовности маршрута на путях будет являться взаимодействием дежурного по станции с элементом L [6].

 

 

Рисунок 1 Модель SHELL

 

            Представленная модель помогает оценить риски возникновения нарушений персоналом и улучшает эффективность проведения профилактических мероприятий по неисполнению работниками своих должностных инструкций.

References

1. Apatcev, V.I. Obespechenie bezopasnosti dvizheniya poezdov na osnove snizheniya vliyaniya chelovecheskogo faktora/ V.I. Apatcev - Tekst: neposredstvennyy // Nauka i tehnika transporta. - 2014. - № 2. - S. 75-78.

2. Zalogova, O.I. Nestandartnye situacii v rabote dezhurnogo po stancii / O.I. Zalogova, M.N. Eremenko. - Tekst: neposredstvennyy // Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona. - 2019. - T. 1. - S. 8-12.

3. STO RZhD 02.039-2011. Chelovecheskie faktory v sisteme upravleniya bezopasnost'yu dvizheniya. - Moskva: OAO «RZhD», 2011. - 19 s.

4. Domozhirova, A.D. Sposob obespecheniya stabil'nosti kursirovaniya kol'cevyh marshrutnyh poezdov / A. D. Domozhirova. - Tekst: neposredstvennyy // Molodezhnaya nauka. - 2021. - S. 51-54.

5. Byshlyago, A.A. Kachestvennaya podgotovka molodyh kadrov kak osnova bezopasnogo dvizheniya poezdov / A.A. Byshlyago, A.V. Dudakova, M.V. Genievskaya. - Tekst: neposredstvennyy // Obrazovanie - nauka - proizvodstvo. - 2018. - S. 207-211.

6. Domozhirova A. D., Upyr' R.Yu. Povyshenie stabil'nosti kursirova-niya kol'cevyh marshrutnyh poezdov. - Tekst: neposredstvennyy // Molodaya nau-ka Sibiri. - 2021. - T. 1. - №. 11. - S. 183-186.

Login or Create
* Forgot password?