PROSPECT DEVELOPING EXPORT TRANSPORTATION TO SOUTH AND MIDDLE EAST
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes trends and prospects for growth of Russia's foreign trade activity in the southern and eastern directions of development

Keywords:
economic growth, foreign trade, logistics
Text
Text (PDF): Read Download

Две тысячи двадцать четвертый год стал для России периодом адаптации и роста на фоне глобальной экономической нестабильности. Активная экспансия на азиатских рынках и успешная реализация стратегии диверсификации внешнеторговых связей и логистических маршрутов демонстрируют устойчивость российской экономики. Одним из важных показателей является рост объемов внешней торговли, напрямую влияющий на транспортно-логистическую отрасль. Согласно данным федеральной таможенной службы России [1], экспорт за 2024 г. достиг 433,9 млрд. долл., увеличившись на 2% по сравнению с 2023 г. (рисунок 1). Одновременно импорт сократился на 6,5%, составив 178 млрд. долларов, что в основном объясняется снижением товарооборота с Европой.

Рисунок 1 – Динамика оборота внешней торговли Российской федерации, млрд. долл.

В России существенно изменились транспортно-логистические цепочки при экспортной перевозке грузов: основными динамично развивающимися направлениями являются страны Азии (Китай – 233 млрд. долл.) и Африки. Спрос на российскую металлургическую, химическую продукцию, а также пшеницу и растительные масла остаётся высоким на рынках Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Одним из ключевых факторов роста внешней торговли стало активное развитие логистической инфраструктуры. Открытие новых международных транспортных коридоров (ТК), в частности ТК «Север — Юг», Восточный морской ТК (Владивосток — Ченнаи) и активное участие логистических компаний в разработке новых направлений значительно улучшило условия для внешней торговли. Прогнозируется, что к 2030 году объём грузоперевозок по ТК «Север — Юг» достигнет 100 миллионов тонн в год. Помимо существенного развития восточных направлений перевозок, где драйвером является обновленный Восточный полигон, ведется работа по развитию южного транспортного коридора. Крупнейший перевозчик экспортных грузов в России ОАО «РЖД» реализует инвестиционную программу развития портов Азовского и Черноморского бассейнов для существенного увеличения грузопотоков - в перспективе до 152 млн. тонн.

Укрепление экономического сотрудничества с Индией и Китаем, развитие потенциала Большого Евразийского партнерства и углубление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС создадут благоприятные условия для дальнейшего роста экспортных перевозок России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Активное развитие новых каналов товарообмена и инвестиций в международные транспортные коридоры в 2024 году заложило прочную основу для расширения экономического взаимодействия в будущем. В качестве потенциальных направлений роста экспортных перевозок можно выделить увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, включая зерно и удобрения, расширение поставок энергоресурсов, таких как нефть и газ, развитие контейнерных перевозок и мультимодальных логистических решений. Санкции и связанные с ними ограничения создают проблемы с платежами и логистикой в международной торговле, однако при грамотной стратегии и инвестициях в инфраструктуру Россия может укрепить свои позиции, увеличив объемы экспортных перевозок и диверсифицировав торговые маршруты.

References

1. Itogi vneshney torgovli so vsemi stranami / Federal'naya tamozhennaya sluzhba.– Tekst elektronnyy. – URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (data obrascheniya: 28.02.2025).

Login or Create
* Forgot password?