The article analyzes trends and prospects for growth of Russia's foreign trade activity in the southern and eastern directions of development
economic growth, foreign trade, logistics
Две тысячи двадцать четвертый год стал для России периодом адаптации и роста на фоне глобальной экономической нестабильности. Активная экспансия на азиатских рынках и успешная реализация стратегии диверсификации внешнеторговых связей и логистических маршрутов демонстрируют устойчивость российской экономики. Одним из важных показателей является рост объемов внешней торговли, напрямую влияющий на транспортно-логистическую отрасль. Согласно данным федеральной таможенной службы России [1], экспорт за 2024 г. достиг 433,9 млрд. долл., увеличившись на 2% по сравнению с 2023 г. (рисунок 1). Одновременно импорт сократился на 6,5%, составив 178 млрд. долларов, что в основном объясняется снижением товарооборота с Европой.
Рисунок 1 – Динамика оборота внешней торговли Российской федерации, млрд. долл.
В России существенно изменились транспортно-логистические цепочки при экспортной перевозке грузов: основными динамично развивающимися направлениями являются страны Азии (Китай – 233 млрд. долл.) и Африки. Спрос на российскую металлургическую, химическую продукцию, а также пшеницу и растительные масла остаётся высоким на рынках Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Одним из ключевых факторов роста внешней торговли стало активное развитие логистической инфраструктуры. Открытие новых международных транспортных коридоров (ТК), в частности ТК «Север — Юг», Восточный морской ТК (Владивосток — Ченнаи) и активное участие логистических компаний в разработке новых направлений значительно улучшило условия для внешней торговли. Прогнозируется, что к 2030 году объём грузоперевозок по ТК «Север — Юг» достигнет 100 миллионов тонн в год. Помимо существенного развития восточных направлений перевозок, где драйвером является обновленный Восточный полигон, ведется работа по развитию южного транспортного коридора. Крупнейший перевозчик экспортных грузов в России ОАО «РЖД» реализует инвестиционную программу развития портов Азовского и Черноморского бассейнов для существенного увеличения грузопотоков - в перспективе до 152 млн. тонн.
Укрепление экономического сотрудничества с Индией и Китаем, развитие потенциала Большого Евразийского партнерства и углубление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС создадут благоприятные условия для дальнейшего роста экспортных перевозок России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Активное развитие новых каналов товарообмена и инвестиций в международные транспортные коридоры в 2024 году заложило прочную основу для расширения экономического взаимодействия в будущем. В качестве потенциальных направлений роста экспортных перевозок можно выделить увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции, включая зерно и удобрения, расширение поставок энергоресурсов, таких как нефть и газ, развитие контейнерных перевозок и мультимодальных логистических решений. Санкции и связанные с ними ограничения создают проблемы с платежами и логистикой в международной торговле, однако при грамотной стратегии и инвестициях в инфраструктуру Россия может укрепить свои позиции, увеличив объемы экспортных перевозок и диверсифицировав торговые маршруты.
1. Itogi vneshney torgovli so vsemi stranami / Federal'naya tamozhennaya sluzhba.– Tekst elektronnyy. – URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (data obrascheniya: 28.02.2025).