The study is devoted to the selection of initial data and the development of a model for analyzing the prospective demand for transportation and the supply of options for the development of the route network in the city of Sevastopol
route network, correspondence matrix, urban transport
Для анализа прогноза пассажиропотоков на общественном транспорте и их распределения по маршрутной сети была разработана пассажирская модель г. Севастополя в программном комплексе PTV VISION VISUM. Данный комплекс широко используется в мировой практике для выполнения прогнозирования нагрузок на объекты [1].
Для расчета спроса на передвижения в базу данных программного комплекса PTV VISION VISUM была внесена информация о характеристиках транспортного комплекса г. Севастополя: конфигурация транспортной сети городского пассажирского транспорта в границах города; параметры улично-дорожной сети и светофорного регулирования; схемы организации дорожного движения; размещение остановочных пунктов пассажирского транспорта; конфигурация маршрутов пассажирского транспорта; характеристика маршрутов (интервалы, скорости движения в часы пик, сезонность); вид транспорта для каждого маршрута; характеристика подвижного состава, работающего на маршрутах; виды тарифного регулирования.
Для расчета спроса на передвижения с трудовыми целями была использована модель максимизации энтропии [2], позволяющая определять наиболее вероятные значения корреспонденций при ограничениях на объемы отправлений и прибытий и с учетом влияния на корреспонденции затрат времени на передвижения. Модель в общем случае имеет вид зависимости, выраженной формулой 1:
xij ln (pij/ xij) → max, (1)
при ограничениях
xij = Ai, (2)
xij = Bj, (3)
xij≥0, i=1,2...N, j=1,2,...N,
где N – количество транспортных районов;
xij – величина трудовой корреспонденции из района i в район j, реализующейся на общественном транспорте, чел. в утренний период;
Ai - Bj – величины объемов отправлений и прибытий с трудовыми целями для районов i и j в утренний период;
pij – априорные предпочтения участников движения, использующих общественный транспорт.
В качестве исходных данных расчетов была использована информация о существующих и прогнозных на расчетные сроки численностях занятого населения и мест приложения труда по транспортным районам [3].
1. Yakimov, M. R. Transportnoe planirovanie: prakticheskie rekomendacii po sozdaniyu transportnyh modeley gorodov v programmnom komplekse PTV Vision@VISUM / M. R. Yakimov, Yu. A. Popov. – 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. – Moskva: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Pro-spekt», 2022. – 176 s. – ISBN 978-5-392-35972-1. – Tekst: neposredstvennyy.
2. Lebedeva, O. A. Ocenka propusknoy sposobnosti uchastka ulichno-dorozhnoy seti putem primeneniya modeli maksimizacii entropii / O.A. Lebedeva, I.M. Kulakova // Vestnik Angarskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo uni-versiteta. – 2023. – № 17. – S. 255-261. – Tekst: neposredstvennyy.
3. Naselenie Sevastopolya, chislennost' v 2025 i 2024.– Tekst elektronnyy. – URL: https://bdex.ru/naselenie/sevastopol/ (data obrascheniya: 28.02.2025).