Angarsk, Russian Federation
Increasing demands on players in beach volleyball have led to the search for new ways to recognize motor abilities and psychomotor inclinations. It is assumed that the effectiveness of training athletes for selection for specialization will significantly increase if appropriate hereditary characteristics are identified. The results of the experiment reflect higher and more outstanding values of indicators among athletes who have hereditary inclinations, which characterize compliance with the chosen spe-cialization. The proposed criterion for sports selection has sufficient information content in assessing psychomotor development, accessible material and technical potential for application
psychomotor skills, sports selection, beach volleyball, assessment of motor abilities
Принципиальной характеристикой, определяющей пригодность к специализации в пляжном волейболе, являются двигательные способности с психоэмоциональными врожденными задатками [1]. Параметры различия собственных движений можно тестировать, а результаты рассматривать, как основание детерминирующее специализацию. Ощущение и восприятие – это операции, определяющие точность, интенсивность и эффективность, они представляют собой психомоторные системы, продуктивность которых можно использовать при спортивном отборе [3]. Методика развития психомоторных способностей складывается из комплекса упражнений, развивающих тестируемые способности путем дифференцирования подводящих элементов, развивающих сенсомоторную различительную чувствительность, умение задерживать силовой импульс на короткий интервал времени, точно сопоставляя собственные сложно координационные движения в пространстве.
Психомоторика не только отражает основную двигательную способность базовых характеристик, но и связь двигательных функций с функциями высших отделов центральной нервной системы, готовность всех функциональных систем, развитие антиципации и поэтому имеет диагностическую (психодиагностическую) значимость [2].
Таблица 1
Изменение проявления психомоторных задатков в ходе эксперимента
Тест |
Ед. изм |
Контрольная |
Экспериментальная |
Достоверность различий |
|||||
до |
после |
до |
после |
t |
p |
||||
1 |
1.1. |
% |
16,7±1,8 |
18,9±1,3 |
18,2±1,7 |
24,1±1,7 |
3,22 |
< 0,05 |
|
1.2. |
% |
17,5±2,2 |
18,7±2,4 |
18,6±2,1 |
23,7±1,9 |
3,71 |
< 0,05 |
||
2 |
2.1. |
% |
168±17,2 |
173±15,2 |
170±16,5 |
179±17,2 |
9,65 |
< 0,05 |
|
2.2. |
% |
164±14,2 |
172±13,7 |
175±14,1 |
188±16,7 |
12,38 |
< 0,05 |
||
3 |
3.1. |
% |
14,7±3,8 |
16,7±3,7 |
15,2±3,3 |
18,8±4,1 |
9,07 |
< 0,05 |
|
3.2. |
% |
14,4±3,5 |
15,3±4,2 |
15,8±3,6 |
18,2±4,3 |
9,32 |
< 0,05 |
||
4 |
4.1. |
сек |
48,5±5,5 |
50,4±4,3 |
49,1±3,5 |
69,4±4,1 |
8,31 |
< 0,05 |
|
4.2. |
сек |
13,5±3,5 |
15,9±4,2 |
14,9±5,2 |
18,1±4,7 |
5,65 |
< 0,05 |
||
5 |
5.1. |
% |
35,7±7,5 |
37,1±5,9 |
34,4±6,5 |
41,3±4,4 |
5,38 |
< 0,05 |
|
6 |
6.1. |
% |
36,4±4,4 |
36±7,5 |
34±8,1 |
38±4,5 |
4,97 |
< 0,05 |
|
7 |
7.1. |
сек |
45,3±5,4 |
46,2±6,5 |
44,8±4,4 |
57,2±5,5 |
5,83 |
< 0,05 |
|
7.2. |
сек |
12,7±3,6 |
13,1±2,9 |
12,9±2,8 |
15,8±2,9 |
3,97 |
< 0,05 |
||
В таблице приведены значения, соответствующие тестам и контрольным упражнениям. Значения отражают измерение психомоторного потенциала на начало эксперимента и по его завершению, что характеризует изменение и скорость развития.
Разработанная методика маркирует и способствует превращению из набора двигательных задатков в максимально адаптированный к избранной специализации комплекс способностей.
1. Voronov, N. A. Psihologicheskie faktory, vliyayuschie na rezul'tat vystupleniya sportsmena v sorevnovaniyah / N. A. Voronov // Pedagogicheskie nauki. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. – 2018. – № 10-1. – S. 54-56.
2. Lesheva, N. S. Soderzhanie psihomotornogo cikla i ego primenenie pri sovershenstvovanii peredachi myacha dvumya rukami sverhu u voleybolistok / N. S. Lesheva, V. D. Get'man, N. V. Lutkova, M. B. Kolesnikov, T. A. Grineva // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2015. – № 9. – S.56-58.
3. Rzhanov, A. A. Metodika sportivnogo otbora voleybolistov po kri-teriyu psihomotornyh kachestv, a takzhe ih razvitie na etape nachal'noy i spor-tivnoy podgotovki pervogo goda u yunoshey / A. A. Rzhanov, A. I. Nesmeyanov, I. S. Zagorodnikova // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. – 2020. – № 4 (182).